Окно в спальные

Специалисты исследовали жизнь окраин столицы

Практически все могут сказать, что находится на Красной площади в Москве. Гораздо меньше людей знают достопримечательности Бульварного кольца. Тот, кто может рассказать о житье-бытье столицы в пределах Садового кольца, считается уже продвинутым москвоведом. А вот что творится на пространстве площадью в 900 кв. км от Третьего транспортного кольца до Московской кольцевой автомобильной дороги — терра инкогнита даже для специалистов. Между тем то, что мы привычно называем «центром», занимает не больше 10% всей площади мегаполиса, остальные 90% – «периферия». И хотя центр диктует свои правила и задает нормы, у спальных районов есть особый путь развития. Это показало крупнейшее исследование города, подготовленное  к Московскому урбанистическому форуму. Не исключено, что через несколько лет на окраинах сформируется иная городская культура — и в ближайшие годы культ центра сменит культ периферии.

Специалисты исследовали жизнь окраин столицы

Образ жизни — советский

Увидеть потенциал окраин непросто: в столице господствует пространственная иерархия, по которой ценность территории напрямую связана с ее близостью к центру. Внутри Третьего транспортного кольца (ТТК) расположены 70% рабочих мест, а половина из них — в пределах Садового кольца, кроме того, в центре находится 80% культурных учреждений. Кажется, что на периферии нет ничего стоящего внимания, кроме разве что менее дорогого (по сравнению с Центральным административным округом) жилья. Чтобы понять ценность московских окраин, потребовался специальный подход SPACE(D) по первым буквам английских слов — «социология», «политика», «архитектура», «культура», «экономика» и «данные». Словом, эксперты занялись исследованием «археологии периферии».

Изучение культуры окраин было поручено архитектурному критику Григорию Ревзину. Свой доклад на Московском урбанистическом форуме эксперт начал с «иерархии человеческих потребностей», знаменитой пирамиды Маслоу. Напомним, в основании пирамиды находятся базовые потребности человека, верхушку составляют запросы высшего порядка — культура, саморазвитие и пр. «В целом и в городе уровень культуры распределяется в центре, — сообщил Ревзин. — Когда мы говорим про культуру на периферии, надо понимать, что это пространство, которое создано очень недавно, в течение 50 лет после войны. Пространство от ТТК до МКАДа формировалось с хрущевских времен. Это реализованный авангардный модернистский проект. Сначала кажется, что именно такая среда готова воспринимать современное искусство. Но когда смотришь целиком на эту индустриальную среду, она оказывается консервативна. Потребности людей здесь таковы, что культурная политика может идти только сверху, политика культуры может существовать только, когда есть массовик-затейник, который ведет культурную работу непосредственно по месту дислокации этих жителей».

Средние цифры по Москве дают довольно благостную картину. В столице гораздо больше людей, довольных своим районом. Так, развеялся миф о том, что Москва — гипермобильный город, где доминирует центр. Оказалось, что по утрам жители окраин не стекаются потоками к Садовому кольцу — на деле только в 15% всех перемещений ЦАО оказывается конечным пунктом маршрута. Все остальные горожане едут из одного периферийного района в другой и заезжают в центр в силу особенностей транспортной сети или чтобы сделать пересадку.

А две трети москвичей по утрам и вовсе не покидают своего дома либо проводят день в непосредственной близости от места своего проживания. Среди главных проблем, которые сильно мешают жизни, обитатели спальных районов назвали мигрантов и цены на ЖКХ. Больше половины опрошенных остаются дома в свободные от работы часы, чуть меньше проводят досуг в своем районе, а четверть опрошенных за 2013 год не посетили ни одного учреждения культуры. Большинство жителей воспринимает центр Москвы как символическое место, где они любят гулять, встречаться с друзьями и родственниками. Ежедневно в центр Москвы въезжают 10% жителей окраин, 22% респондентов появляются на территории ТТК и Садового кольца 1–2 раза в неделю, 20% — реже 1 раза в месяц. Среди тех, кто не посещал учреждений культуры в течение последнего года, 33% — молодые женщины до 30 лет. Мужчины — их ровесники — ходят по театрам и музеям в пять раз чаще. «Фраза, что Москва большая деревня, по-прежнему актуальна. Сама структура жизни на окраинах патриархальна. Женщины сидят по районам и не выходят дальше парикмахерской, магазина и детского сада, а мужчины с утра отправляются «в поля», и при этом главное, чтоб чужие не «понаехали», — утрируя, рассуждает о полученных результатах Григорий Ревзин. — 60% населения живут в системе ценностей патриархальной логики. Выходит, у нас потрясающе устойчивое общество!».

Особый путь московских окраин

Вместе с тем, согласно исследованию «Археология периферии», за последние 50 лет мало изменился не только образ жизни большей части горожан, но и облик окраин. Большая часть периферии Москвы с 1960–1980-х годов застраивалась хрущевками и панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. Они составляют 77% всех жилых зданий периферии. Современные жилые комплексы, несмотря на бурное строительство последних лет, составляют лишь около 6%. «Эта среда все еще равномерно насыщена остатками советской инфраструктуры, — пришли к выводу эксперты. — При этом за последние два десятилетия периферия хаотично уплотнена и в значительной степени изуродована жилыми комплексами и торговыми центрами. Идет процесс постепенной деградации и износа, при котором нет общего плана развития территории».

Группа во главе с архитектором Юрием Григоряном предложила разработать новую концепцию развития периферии. За основу может быть взята идея «суперпарка» — новой земли. Новое видение предполагает устойчивое развитие городской окраины как прозрачной и связанной экосистемы, в которой равные права имеют здания, люди и природа. «Развитие — это не строительство зданий и не получение ренты с продажи новых квартир на месте бывших фабрик, это бережное восстановление потенциала планировки — грандиозного парка жизни, культуры, науки, искусства, отдыха и работы», — утверждают исследователи. Суперпарк должен стать чем-то вроде внутреннего зеленого пояса — территорией «разрядки», предохраняющей мегаполис от чрезмерных перегрузок. Уникальное пространство городских окраин должно стать сочетанием созданного человеком пространства и природных территорий. Вслед за сносом пятиэтажек возникнет вопрос о тотальной замене типовых домов следующих поколений, и вся рассматриваемая территория на протяжении ближайших тридцати лет станет площадкой существенных урбанистических трансформаций. Окраины столицы изначально планировались как промышленные центры. И теперь серьезной проблемой периферии является низкая обеспеченность районов социальной и коммерческой инфраструктурой. В среднем окраины обеспечены розничными услугами в три раза меньше, чем ЦАО. О том, как изменить функциональность районов между ТТК и МКАД, рассказал руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра», социолог Алексей Левинсон: «Люди более-менее довольны жилищными условиями, довольны окружением, могут купить вещи в своем районе, имеют возможность прогуляться по парку с детьми и отвести их в школу или сад. Это делает их удовлетворенными жизнью. Но схема расселения и застройки окраин связана с концентрацией промышленности. Когда город становится постиндустриальным, его функционал должен меняться. В Москве многие полезные вещи, которые наполнили бы пространство окраин новыми недостающими функциями, способен осуществить малый и средний бизнес, однако он часто попадает под пресс местных властей и монополистов».

Кроме того, для исправления дисбаланса полезно обратиться к советскому наследию — заводским пространствам и домам культуры, которые смогут превратиться в общественные центры. Это уже делается. Напомним, 453 московские библиотеки превратятся в современные открытые горожанам общественные пространства. Первыми осенью 2013 года обновились две библиотеки — «Проспект» на Ленинском проспекте и библиотека имени Достоевского.

Как рассказал Алексей Левинсон корреспонденту «МК», по итогам исследования «Археология периферии» группа экспертов отправила правительству Москвы рекомендации по развитию окраин города. Один из советов касается развития транспортной системы. Дорожная сеть города устроена таким образом, что почти половина всех поездок в сторону центра является лишней — это так называемые «перепробеги», то есть ситуации, когда из одного окраинного района в другой можно добраться только через центр. «Необходимо создание хордовых магистралей, а также развитие сети небольших дорог, которые увеличат суммарную пропускную способность», — отметил Алексей Левинсон. И, конечно, нельзя закрывать глаза на общую обеспокоенность, которую выражают москвичи по отношению к приезжим. «Двойная нагрузка приходится на такие места массового скопления людей, где возникают привокзальная суета, раздражительность», — говорит социолог. Исследователи предложили принять меры, чтобы не допустить появления иммигрантских гетто на территории Москвы или вблизи ее границ. По их мнению, необходимо создать научные и научно-практические учреждения по изучению соответствующих диаспор и вести работу, которая позволит нормализовать их отношения с принимающей стороной. Необходимо привлекать волонтеров для работы в этой среде и устанавливать контакт между различными категориями приезжих и местными сообществами.

Однако чтобы запустить развитие территорий от ТТК до МКАДа, необходимо выработать градостроительную политику развития мегаполиса в целом. А это уже задача, которая требует совместной работы самых разных специалистов и немалых усилий со стороны властей.

КСТАТИ

В ходе исследования был проведен соцопрос, который добавил штрихи к портрету среднестатистического обитателя окраины. Вот несколько интересных фактов о периферийной Москве и ее жителях:

— меньше чем за сто лет город увеличился в размерах почти в десять раз — от 1,1 млн человек в 1902-м до 11,6 млн в 2012 году;

— около трети пространства между ТТК и МКАДом закрыто от пешеходов — это полностью недоступные железные дороги, военные территории, места с ограниченным доступом (входы по пропускам — заводы, новые жилые комплексы), с временными ограничениями (вход возможен только во время рабочего дня). Общая площадь как-либо ограниченных территорий от ТТК до МКАДа — 318,64 кв. км (40%);

— жители окраинных районов не так сильно нуждаются в центре города, как принято думать: большинство предпочитает проводить свободное время вблизи от дома (в своем районе — 46%, в центре — только 14%);

— когда речь идет о посещении театров, кино, парков — то есть о потреблении культуры, — 46% жителей все-таки предпочитают отправляться в центр, хотя и делают это нечасто;

— 46% москвичей на периферии живут с работающим в фоновом режиме телевизором (он работает у них от 3 часов до 6 и более в день). При этом 27% не пользуются компьютером, 24% проводят в виртуальной реальности 1–3 часа, 16% опрошенных используют компьютер шесть и больше часов ежедневно;

— у 52% жителей периферии есть в семье автомобиль, у 31% — небольшая дача, у 14% — домик в деревне, у 8% — в собственности больше одной квартиры, при этом 32% живут главным образом на пенсию, а 77% — исключительно на зарплату;

— хотя земля в Москве составляет один из самых важных активов, доля доходов бюджета города от налога на землю составляет всего 0,09%, от налога на имущество физических лиц — 0,004%, доходы от сдачи в аренду земельных участков дают всего 0,02% — это приводит к тому, что город лишается одного из основных для развитых стран инструментов управления развитием (для многих зарубежных городов 30–40% доходов бюджета приходится на налог на недвижимость);

— если в центре разброс цен на жилье составляет в среднем 20%, то на периферии — 12%, а в районе МКАДа — 5% (в Лос-Анджелесе разброс цен составляет 78% от средней рыночной цены на жилье, в Нью-Йорке — 67%, в Лондоне — 39%, в Париже — 20%) — а это значит, что конкуренция на рынке нового жилья идет почти только за счет цены и расположения недвижимости, а не его качества.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру