Бульварное кольцо благоустраивают на костях

Ученые предлагают вернуть памятник Пушкину на противоположную сторону Тверской улицы, а на его месте воссоздать колокольню Страстного монастыря

Столичные архитекторы готовят проектное предложение, которое внесут на обсуждение комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме. Согласно плану памятник светилу русской поэзии работы Опекушина должен вернуться на Тверской бульвар, где он находился со дня открытия в 1880 году до 1950 года, с ориентацией на Страстной монастырь. И если прежде разговоры о переносе основывались лишь на восстановлении исторической справедливости, то теперь появилось куда более серьезное основание. Летом, в ходе реконструкции Пушкинского сквера, из вырытых ям показались фундаменты и надгробия Страстного монастыря XVII века, элементы быта и человеческие останки. Однако власти проигнорировали находки и сейчас ценные артефакты находятся под плиткой обновленного сквера.

Ученые предлагают вернуть памятник Пушкину на противоположную сторону Тверской улицы, а на его месте воссоздать колокольню Страстного монастыря
фото: предоставлено Общиной Страстного монастыря

— Территория Пушкинского сквера расположена в границах Страстного монастыря. При реконструкции в отвальной земле из вырытых ям везде можно было увидеть белый камень — фрагменты стен монастыря и колокольни, — говорит архитектор, член комиссии «Старая Москва» Аида Мелихова. — Там же мы находили предметы быта, человеческие косточки. Гастарбайтеры, которые вели строительство, тоже помогали нам собирать останки.

Кстати, именно гастарбайтеры первыми обнаружили на стройплощадке старинные золотые монеты. Но то ли по неопытности, то ли по незнанию делиться найденными сокровищами приезжие работяги ни с кем не стали.

Артефакты стали фактическим подтверждением и живым свидетельством уже признанного особого статуса культурных слоев Пушкинского сквера. Найденные в ходе строительных работ мощи могут принадлежать настоятельницам монастыря и горожанам, казненным во время пребывания наполеоновских войск в 1812 году. По проекту на месте памятника Пушкину возможно воссоздание колокольни с надвратной церковью прп. Алексея, человека Божьего.

В срочном порядке градозащитники направили обращения и фотографии находок мэру Москвы, в Министерство культуры и Москомнаследие. «Через 20 дней пришел ответ за подписью главного археолога Москвы, — продолжает Аида Мелихова. — Там сказано, что «Столичное археологическое бюро» сопровождало работы в сквере, но ничего ценного обнаружено не было».

Все свидетельства прошлого — конечно, за исключением золотых монет, счастливыми обладателями которых стали рабочие-мигранты, — переданы в храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Именно на его территории планируется создание общественного музея Страстного монастыря.

Вопросы у архитекторов вызывает не только, мягко говоря, вольное обращение с культурным слоем, но и смысл самой реконструкции Пушкинского сквера. Иллюстрацией нелогичности проведенных работ является замена фонарей. В 2000 году массивные колонны с советской символикой, обрамляющие парадную лестницу кинотеатра, были заменены на фонари, которые больше гармонировали с фасадом здания. Летом же 2013-го колонны с серпом и молотом вернулись на прежнее место. Вот только воссоздание морально устаревших фонарей отходит даже от идеи так называемой реконструкции, ориентированной на 1950 год. Колонны появились в 1940-е годы, а кинотеатр — в 1961-м, через десять лет после создания сквера.

Кроме того, для возвращения фонарей с гербом СССР были выкопаны ямы глубиной два метра. В результате работы нанесли серьезный ущерб культурному слою Страстного монастыря.

— Помимо ремонта лестниц, фонтанов, гранитного мощения предстояло установить новые фундаменты, провести вырубку деревьев и кустарников с корчевкой пней и извлечением корней, — отмечает Аида Мелихова. — А вот четыре подлинных фонаря авторской работы, стоявшие по сторонам боковых входов в сквер, под которые также были сделаны новые фундаменты, на место так и не вернули.

На примере Пушкинского сквера в очередной раз видна тревожная проблема Москвы — работы, называемые «реконструкцией с элементами реставрации», на деле оказываются новым и зачастую плохо продуманным строительством. Однако и в современной градостроительной ситуации есть место оптимизму. «В процессе работ обнаружены ценные артефакты девичьего Страстного монастыря, — резюмирует эксперт. — А значит, москвичи со временем осознают, что сквер не только приятное прогулочное место, но и историческая территория древнего памятника середины XVII века».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру