Чистопрудный бульвар на несколько часов оккупировали «динозавры на колесах»

Выставка ретро-трамваев в Москве прошла с громадным успехом

В минувшую субботу стало ясно, какого музея не хватает столице. – Музея городского транспорта. Организованная «Мосгортрансом» в честь 115-летия московского трамвая выставка-парад трамвайной техники разных лет вызвала настоящий ажиотаж.

Выставка ретро-трамваев в Москве прошла с громадным успехом

Главным «хитом» продемонстрированной коллекции стала конка, которая возила москвичей еще в конце XIX века. Чудом уцелевший и тщательно отреставрированный несколько лет назад вагончик с империалом (вторым этажом) доставили из депо, где он хранится, «на исходную позицию» – на разворотный круг у Чистых прудов трамваем-буксиром. А уже здесь электрическую тягу поменяли на «родную» – конную. Специально ради этого доставлены были в коневозках четыре «лошадиные силы» белой масти. Конюхи обрядили лошадок в парадную сбрую, сноровисто впрягли в неуклюжий вагончик и «доисторическое» транспортное средство двинулось вперед по Бульварному кольцу, за конкой «в кильватер» пристроились 12 трамваев разных лет выпуска – экспонаты несуществующего музея городского транспорта.

Самый древний из этих «старичков-пенсионеров» – моторный вагон «Ф» («фонарный»), выпущенный в Коломне в далеком 1908 году. Кроме него в колонне шло еще несколько трамваев разных моделей изготовленных 1930-х – 1960-х. Все эти ретро-машины после их снятия с маршрутов чудом уцелели от сдачи в металлолом и были восстановлены на предприятиях «Мосгортранса». Сейчас местом их «постоянной прописки» являются московские трамвайные депо, где раритеты хранятся, недоступные для постороннего взгляда. Увы, но территории для размещения Музея городского транспорта в нашей столице нет, хотя разговоры о его организации тянутся уже на протяжении многих лет. А ведь былио счастливое времечко. Когда москвичи могли посетить такой музей: для него была выделена часть трамвайного депо им. Баумана в районе ВДНХ. Потом этот участок потребовался для размещения депо монорельсовой дороги, и Музей транспорта был ликвидирован. Так что сейчас единственный шанс увидеть всю эту «историю на колесах» у горожан появляется лишь во время проведения таких вот редких ретро-парадов, приуроченных к различным юбилеям.

А ведь интерес у людей к подобной технике очень велик. Это лишний раз продемонстрировала прошедшая в субботу выставка-парад.

Часть Чистопрудного бульвара, где рельсовая колея на пару часов превратилась в импровизированную музейную площадку, была закрыта для движения, и на мостовой здесь бурлила тысячная толпа. Люди выстраивались в очередь, чтобы зайти в старые вагоны, фотографировались на их фоне. Свидание с такими уникумами вызвало всеобщий восторг: дети удивлялись старомодной форме вагонов, люди постарше ностальгировали: «О! Я на таком в институт, бывало, ездил...»

Не меньший интерес вызвал и замыкавший парадную колонну супер-современный трамвай-поезд – детище совместного производства польской фирмы «Pesa» и нашего Объединения «Уралтрансмаш». Трехсекционная низкопольная модель 71-414 рассчитана на эксплуатацию на обычных (не скоростных) линиях. Она характеризуется пониженным уровнем шума при движении, вмещает до 164 пассажиров, снабжена двумя кондиционерами в салоне. К настоящему времени в трамвайное хозяйство Москвы уже поступили первые четыре таких трамвая. В дальнейшем их количество увеличится до нескольких десятков.

Взгляд в прошлое

Первые трамваи появились в Златоглавой не 115 лет назад, а гораздо раньше. Дело в том, что первоначально термин «трамвай» использовался горожанами для обозначения конки – вагончиков конно-железной дороги. Это пассажирское транспортное средство начало обслуживать москвичей в 1872 году. Рельсы первой линии проложили от Тверской заставы до Иверских ворот Китай-города — по Тверской улице, Страстному и Петровскому бульварам, Неглинной и Охотному Ряду.

«Вагоны были двухэтажные, нижний и верхний на крыше первого. Он назывался «империал», а пассажиры его – «трехкопеечными империалистами». Внизу пассажиры платили пятак за станцию. На империал вела узкая винтовая лестница. Женщин туда не пускали.» — Так вспоминал В. А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи».

Тему словно подхватывает И. А. Белоусов в своих заметках «Ушедшая Москва»: «Многие… помнят эти двухэтажные вагоны, запряженные парой лошадей; но когда при подъеме в гору силы этих лошадей не хватало, тогда на помощь им припрягались еще одна или две пары, управляемые верховыми форейторами. Стоянки форейтеров – обыкновенно мальчишек-подростков – были у подъемов на горы: на Трубной площади, на Вшивой горке, у Дорогомиловского моста… Вагоны, подъехав к подъему, останавливались, форейторы припрягали своих лошадей и со свистом, выкриками гнали их в гору. На ровном месте вагон останавливался, форейторы отпрягали своих лошадей и снова отправлялись к своим стоянкам дожидаться следующих вагонов.»

В столице прошел Парад трамваев

В столице прошел Парад трамваев

Смотрите фотогалерею по теме

Две лошадиные силы, увлекавшие вагончики по рельсам городских линий, делали конку неисправимо медленным средством передвижения. Поэтому уже вскоре были предприняты попытки придумать что-либо иное для перевозки пассажиров по городским маршрутам.

Начиная с 1892 года на так называемой «загородной» линии — от Бутырской заставы (район нынешнего Савеловского вокзала) до Сельскохозяйственной академии, – курсировал «паровичок». Так называли горожане паровой трамвай. Воспоминания о нем можно найти у писателя К. Г. Паустовского, который в юности своей поработал на этом маршруте кондуктором: «Это была… самая «дачная» линия в Москве. Маленький паровоз, похожий на самовар, был в месте с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было. Паровой трамвай проработал на этой линии почти 30 лет. Для сотрудников и учащихся Сельхозакадемии он стал за это время неотъемлемой частью быта, и потому, когда в 1922-м старенький паровик отправился от главного корпуса Академии в свой последний реййс, провожать его вышли многие преподаватели и студенты во главе с известным профессором А. Ф. Фортунатовым. Но сама «загородная» линия не исчезла. По ней до сих пор ходят трамваи 27-го маршрута.

Другой – и куда более удачной альтернативой конке стал электрический трамвай. Впрочем, его поначалу называли иначе: «электричка», «электрическая конка».

Москвичи впервые смогли увидеть этот «самоходный» транспорт еще в 1882 году, во время очередной Всероссийской художественно-промышленной выставки, организованной на Ходынском поле. В районе, где позднее построили стадион Юных пионеров, был проложен полукилометровый участок электрофицированной рельсовой линии, по которому посетителей возил туда-сюда состав из нескольких маленьких вагончиков, изготовленных немецкой фирмой. Однако всерьез говорить об использовании таких вагончиков для пассажирских перевозок тогда еще никто не пытался. – «Игрушка» была очень опасной, поскольку ток к двигателю подавался прямо по рельсам. Стоило человеку оступиться на них и упасть или уронить какую-нибудь железку – дело могло кончиться плохо. Понадобилось еще несколько лет, чтобы конструкция «электрички» стала безопасной, – инженеры сообразили, что можно подавать напряжение через контактный провод, укрепленный высоко над линией, и тем самым полностью исключить опасность поражения пассажиров и пешеходов электрическим током.

Начало работы первой пассажирской линии трамвая в Москве относится к апрелю 1899 года. Именно юбилей этого события и отмечался парадом, устроенным ныне у Чистых прудов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру