И рассказать бы Гоголю...

Опальный памятник великому писателю может вернуться на свое место

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла историческое решение — одобрила идею возвращения памятника Гоголю работы Андреева и Шехтеля на «свое» исконное место — в конец Гоголевского бульвара, с которого гениальное произведение было варварски убрано. Внес это предложение москвовед, журналист Вадим Дормидонтов. «МК» узнал подробности из первых рук.

Опальный памятник великому писателю может вернуться на свое место
Тот самый Гоголь.

— Вадим Сергеевич, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

— Она, на мой взгляд, исключительная — окончательное решение о переносе наконец-то должно быть принято! Ведь это не просто культурологический спор, а важная нравственная проблема проявления уважения к волеизъявлению наших предков. А через это и к самим себе.

В Москве три созданных (в буквальном смысле) на народные деньги памятника — кроме андреевского Гоголя памятник Пушкину и памятник Минину и Пожарскому. Средства на памятник Гоголю россияне собирали «с миру по нитке» 30 (!) лет. О степени народного признания творчества Гоголя говорит то, что на протяжении трех дней люди шли непрерывным потоком, чтобы проститься с любимым писателем. От церкви на Моховой, где проходило отпевание, до кладбища Данилова монастыря, в распутицу и бездорожье, на руках несли гроб с его телом более восьми верст.

Открытие памятника 26 апреля 1909 года вылилось во всенародные торжества, на площади собралось более 20 тысяч человек. Присутствовало около 100 делегаций зарубежных писателей, ученых и общественных деятелей. Тогда же была впервые исполнена «Гоголевская кантата», написанная по этому случаю композитором Ипполитовым-Ивановым.

— Как оценили творение Андреева?

— Художественное решение памятника было необычно. Наши лучшие художники: Репин, Серов, Поленов, Врубель, Коровин… были восхищены этим произведением, и даже Лев Толстой (который был против установки памятников писателям) высказал одобрение. Кстати, представители Городской думы клялись, что Москва будет свято чтить и хранить этот памятник.

Однако при советской власти в 1951 году внезапно и без каких-либо объяснений — но, уверен, не без указания Сталина — шедевр был демонтирован и, лишь чудом избежав переплавки, отправлен в Донской монастырь. А его место занял бронзовый официоз работы скульптора Николая Томского, снабженный к тому же глумливой надписью «От правительства Советского Союза». Мол, от народа — это не считается, а вот теперь будет настоящий — от правительства.

— И как же отреагировали москвичи на исчезновение андреевского монумента?

— В период культа личности ни о каких протестах не могло быть и речи, но московские острословы все же откликнулись на это саркастическим стишком: «Юмор Гоголя нам мил, слезы Гоголя — помеха. Сидя грусть он наводил, пусть стоит теперь — для смеха!».

— Какова же была дальнейшая судьба опального памятника?

— Во времена хрущевской оттепели его вернули, но в проходной двор на Никитском бульваре. Так два больших памятника одному и тому же лицу оказались в 350 метрах друг от друга — что само по себе уже является нелепостью.

Ввиду отсутствия достаточного пространства и света андреевский шедевр, зажатый между двумя домами и заслоняемый ветвями деревьев, невозможно воспринимать так, как он был задуман. Совершенно теряется потрясающий эффект изменения выражения лица Гоголя при круговом обходе памятника на определенном от него удалении.

Работа Николая Томского.

— Это правда, что борьба за возвращение андреевского Гоголя идет уже более полувека?

— Да, еще с середины 60-х годов в СМИ эта тема обсуждалась, и поднимали ее люди уважаемые: академик Дмитрий Лихачев, писатель Юрий Нагибин, известный гоголевед Юрий Манн, священник Александр Мень, историк Арбата академик Сигурд Шмидт, поэт Булат Окуджава, Михаил Ульянов и другие.

Моссовет, получив все согласования, направил ходатайство в Верховный Совет РФ. Нескольких дней не хватило для принятия окончательного решения — помешали события октября 1993 года.

В 2008 году 50 известных культурных и научных деятелей (17 академиков и 18 народных художников и артистов России) обратились в Госдуму с предложением — к 200-летию Гоголя вернуть андреевский монумент на его исконное место. Обращение было поддержано еще и Третьяковской галереей, Пушкинским музеем, Библиотекой Ленина... Состоялось специальное заседание экспертно-консультационного совета при Госдуме — в результате дискуссии выяснилось, что против возвращения памятника никто не возражает, но итогового документа почему-то принято не было.

— Какие доводы выдвигают ваши оппоненты?

— По-моему, их доводы если не надуманны, то по меньшей мере неубедительны.

Действующий Федеральный закон «Об охране памятников» перемещение их не запрещает (переместили же «Рабочего и колхозницу», а на очереди, говорят, еще Шуховская башня), тем более что речь идет вообще не о переносе, а об объединении ранее варварски разорванного художественно-архитектурного комплекса.

Разговоры о том, что в доме №7 на Никитском бульваре Гоголь провел последние годы своей жизни — не аргумент. «Гоголевский комитет», надо полагать, был осведомлен об этом не хуже их, однако еще в 1906 году категорически отверг такой вариант установки, отметив в протоколе, что «место это страдает полной антихудожественностью». Как нарочно, именно там и находится сейчас памятник.

Изменившаяся градостроительная ситуация тоже не помеха. На то и существует ландшафтная архитектура, чтобы решать такие проблемы — например путем создания при помощи зеленых насаждений и других средств относительно закрытой зоны. Тем более что памятник стоит на бульваре.

— Ну, а что делать с памятником Томского?

— Не вижу проблем. Ему можно найти достойное применение где-либо в другом месте. Возможно, его согласится принять в дар Зеленоград: там есть улица Гоголя с подходящими для установки памятника площадками. Существует «Музеон» — парк скульптур советского периода, где ему был бы обеспечен должный уход. Горевать о том, что в Москве станет одним произведением Томского меньше, не стоит — в столице остается около двух десятков его работ.

— Наверное, подобный перенос потребует больших затрат?

— Не думаю. Россия может и должна решить этот вопрос.

— Вы надеетесь на успех?

— Александр Куприн говорил, что «можно вообразить себе Москву скорее без Царь-колокола и без Царь-пушки, нежели без андреевского Гоголя». Кстати, и за рубежом памятник известен как лучший в Европе образец монументального искусства.

Хотелось бы верить, что у нас хватит мудрости и решимости исправить эту чудовищную несправедливость и восстановить творение Николая Андреева и Федора Шехтеля в его первозданном виде, дабы дети и внуки наши увидели «настоящего Гоголя», о существовании которого сейчас, как это ни прискорбно, большинство жителей Москвы просто не знает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру