Присоединение Крыма еще 20 лет назад начали московские строители

Прорабы возвращения

У присоединения Крыма к России, как у каждой большой победы, внезапно обнаружилось много родителей. И таких, кто действительно многое сделал для того, чтобы этот исторический день поскорее настал, и таких, кто годами вообще не вспоминал о его существовании. Депутат Госдумы, экс-глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин начал строить жилье для моряков Черноморского флота почти 20 лет назад. Тогда злопыхатели упрекали Москву в нецелевых расходах на территории другого государства. Сейчас уже очевидно, что без этой поддержки флот бы не выжил.

Прорабы возвращения

— Владимир Иосифович, когда правительство Москвы начало помогать Черноморскому флоту?

— Впервые мы приехали в Севастополь в начале 1990-х годов. Положение моряков, которые по нескольку месяцев не получали зарплату, и самого города как базы Черноморского флота производило удручающее впечатление. Взаимодействие началось по просьбе командования флота и по инициативе мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. У Москвы тогда было не слишком много денег, но тем, что имели, мэр решил поделиться с севастопольцами. Ведь многие из них, а в городе живет около 10 тысяч моряков плюс члены их семей, являлись гражданами России. Этим людям была нужна не столько материальная, сколько моральная поддержка: мы присылали книги в детские библиотеки, закупали учебники для школ, направляли в Севастополь бригады артистов. В общем, помогали чем могли.

— Но ведь Москва там и построила достаточно?

— В 1995 году между правительством Москвы и Севастополем было подписано первое соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях сроком на пять лет. А уже в 1996 году мы сдали в эксплуатацию три первых жилых дома для военнослужащих Черноморского флота. Москва финансировала разработку проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы, а генподрядчиком выступало ремонтно-строительное управление флота. Кстати, дома строились по индивидуальным проектам из местных, крымских материалов.

— А сколько всего квадратных метров жилья было построено?

— В метрах не скажу, но всего около 40 домов. Это позволило закрыть наиболее насущные потребности флота. В какой-то момент отсутствие нормальных бытовых условий для военнослужащих и членов их семей очень сильно влияло на моральный дух моряков. Рядом с жилыми домами мы построили детский сад и школу, названную в честь 850-летия Москвы. А также привели в порядок еще несколько образовательных учреждений по просьбе администрации Севастополя. Для того чтобы морякам было где собраться, провести досуг, был открыт клуб моряков. А сфера здравоохранения Севастополя благодаря Москве пополнилась лечебно-диагностическим центром ветеранов флота. До сих пор это одно из самых передовых медицинских учреждений города да, наверное, и всего Крыма.

— Самая знаменитая московская стройка Севастополя — это, конечно, филиал МГУ. Как вам удалось пробить его создание?

— Это заслуга Лужкова и ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего. Они оба люди упорные, искренне болеющие за дело, — в общем, у них получилось. Строителям было поручено реконструировать под размещение филиала здание исторических Лазаревских казарм. Кроме того, были построены учебный научно-лабораторный корпус, общежитие на 200 мест, двухэтажная столовая и дом культуры. В 2007 году ввели в эксплуатацию спорткомплекс с «олимпийским» 50-метровым бассейном.

— Неудивительно, что представителей правительства Москвы в Севастополе всегда встречали овациями.

— Когда Ющенко объявил Лужкова персона нон грата и запретил ему въезд на Украину, тогда я заменял его в поездках. Делегация столицы всегда присутствовала на праздновании Дня Военно-морского флота. Это действительно очень красочный, запоминающийся и трогательный праздник, который мы всегда считали отчасти своим. Немало сделали для города русских моряков и другие члены правительства Москвы. Хочу особо выделить Олега Михайловича Толкачева, который курировал программу помощи кораблям Черноморского флота, Людмилу Ивановну Швецову, занимавшуюся всеми социальными проектами, школьниками, ветеранами — теми, кому нужна была адресная поддержка и помощь «большой земли». Много сделал для Севастополя префект Западного округа, бывший военный Алексей Олегович Александров.

— Недавно уже нынешние власти Москвы заключили с Севастополем новое соглашение о сотрудничестве, в том числе и в сфере строительства. Исходя из вашего опыта, какие объекты нужны этому городу?

— По меркам Москвы там большой дефицит социальных объектов и объектов культуры: школ, детских садов, спортивных центров, ФОКов, домов культуры. Украина практически не занималась развитием города, который там считался российской военной базой. Там очень изношены коммуникации: не хватает систем канализации, водопровода, нет современных очистных сооружений, что принципиально важно, поскольку Севастополь стоит в бухте Черного моря. Ну и, конечно, очень востребовано будет строительство нового жилья.

— Как вы думаете, инвесторам такие вложения будут интересны?

— Сами условия Севастополя, безусловно, привлекательны для инвесторов. Я уверен, что многое из того, что я перечислил, можно будет построить на внебюджетные средства. Посмотрите на Сочи. За несколько лет там вырос настоящий город-сад. Нет сомнений, что, когда будет простроен мост через Керченский пролив и улучшено авиасообщение, это даст большой импульс для дальнейшего развития Севастополя.

— Сейчас много говорят о том, каким должен быть транспортный переход через Керченский пролив — обычный мост или тоннель, соединяющий автомобильную трассу и железную дорогу. Каково ваше мнение?

— Когда в 2002 году этот вопрос начали обсуждать, рассматривались оба варианта. Я бы сделал сразу как в Москве под Серебряным Бором: один тоннель для автомобилей и железной дороги. И в нем бы проложил коммуникации, например, те же кабели для обеспечения Крыма электроэнергией. Конечно, прежде чем останавливаться на конкретном проекте, нужно все хорошенько рассчитать. Говорят, там плохие грунты, но в столице научились с этим успешно справляться. Все методики и технологии у стройкомплекса есть. Если экономика позволит, предпочтительнее было бы соединить все в одном тоннеле. Кстати, сейчас есть у Москвы даже подходящие по размеру 20-метровые щиты есть. В свое время планировалось задействовать при строительстве Четвертого транспортного кольца такой щит.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру