Стратегия совместных действий

Алексей Чадаев, политолог, директор центра «Московский регион»

Этой осенью губернатора МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ и мэра Москвы изберут в один день — 8 сентября. Параллельные избирательные кампании — уникальный шанс
для кандидатов.

Алексей Чадаев, политолог, директор центра «Московский регион»

Именно сейчас регионы-соседи могут сверить планы, обозначить общие проблемы и договориться о едином плане действий, привлечь к этой работе экспертов и общественность.

Москве и Подмосковью очень важно договориться. Слишком много объединяет эти два субъекта, чтобы они могли позволить себе действовать порознь. Объединяющие моменты — это и дороги, и экология, и транспортная схема. Но в большей степени это человеческий капитал. Полтора миллиона «маятниковых» мигрантов, стремящихся за высокими зарплатами и рабочими местами, миллионы москвичей-дачников, на летний период переезжающих в область. Для региона эти «сезонные колебания» численности населения означают повышенную нагрузку на инфраструктуру. Закололо сердце у бабушки-москвички, работающей на огороде в Егорьевском районе? «Скорая» приезжает из Подмосковья и везет пенсионерку отнюдь не в столичную больницу. А врачи Подмосковья при этом никаких доплат за дополнительные нагрузки не получают. Чьими силами обеспечиваются дороги, подъезды и коммуникации на дачных участках? Ресурсами Московской области. С другой стороны, московский городской транспорт ежедневно «принимает на себя» тысячи жителей области, которые приезжают в столичный град на работу.

Очевидно, что при всех общих задачах векторы развития Москвы и Подмосковья отличаются кардинально. У каждого региона своя специфика, своя предыстория, которая и диктует сегодняшнюю повестку дня. Москва — мировая столица со своими задачами, ее непосредственные конкуренты за качество и ритм жизни: Токио, Лондон, Париж, Шанхай. Подмосковье — территория комфорта и экологического благополучия, в идеале — тихая уютная гавань. 

Порой интересы Москвы и области диаметрально противоположны. Например, спорный вопрос — полигоны ТБО. Ежегодно столица свозит в Московскую область более 5 миллионов тонн мусора. При этом у 24 из 39 официально действующих в Подмосковье полигонов твердых бытовых отходов в этом году заканчиваются лицензии. И продлевать их областные власти не намерены, поскольку ресурс полигонов исчерпан. Таким образом, у области останется 15 легальных свалок. Куда девать московский мусор? Как договариваться с жителями о строительстве новых полигонов взамен закрываемых? Поиск ответа на этот вопрос тяжким грузом лег на плечи областных властей. 

Подмосковье бьется над созданием рабочих мест в городах своего региона — бюджет Москвы начинает терять деньги. Налог на доходы платятся по месту работы, и эта особенность законодательства долгое время работала на Москву. Полтора миллиона жителей области лечатся в подмосковных клиниках, водят детей в подмосковные детсады и требуют уборки территорий с властей Подмосковья, а при этом свои налоги оставляют по месту работы — в столице. 

Другой пример совместного взаимодействия — транспорт. Московская область — крупнейший логистический узел страны. Запрет фурам на движение в дневное время по МКАДу обернулся многокилометровыми стоянками грузовиков на въездах в Москву — прямо под окнами у жителей. Это типичный пример решения, принятое на пользу москвичам, но не жителям Подмосковья. Теперь властям Московской области предстоит организовать 20 перехватывающих грузовых стоянок общей емкостью 3 тыс. машино-мест, где будут стоять грузовики днем, а также решить проблему пробок из-за фур, которые будут пытаться объехать Москву. Однако эту проблему решит строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), за проект которой все это время ратовал Андрей Воробьев. ЦКАД одновременно решает не только проблемы области, в том числе создавая новые рабочие места и привлекая в регион дополнительные инвестиции, но и существенно облегчает транспортную ситуацию в Москве. 

В рамках сложившейся модели жителям каждого субъекта необходим свой сильный лоббист, каким и должен выступать глава региона. Только два сильных политика, имеющих связи на федеральном уровне и умеющих идти на компромиссы не в ущерб интересам жителей, способны договориться между собой. В противном случае одна территория будет решать свои проблемы за счет другой, тем самым в перспективе заводя в тупик оба региона. В этом, если хотите, и есть главная интрига единого дня голосования: возможность совместного развития равновеликих субъектов при сохранении интересов каждого из них.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру