Война в стиле ретро

22 июня, в День памяти и скорби, в Подмосковье вновь развернулись боевые действия: гремели взрывы, трещали выстрелы винтовок, рычали моторы танков

22 июня, в День памяти и скорби, в Подмосковье вновь развернулись боевые действия: гремели взрывы, трещали выстрелы винтовок, рычали моторы танков

И на все это смотрели сотни зрителей, ведь сражение на сей раз воплотилось в форме исторической реконструкции, проводимой в рамках программы военно-исторического слета «Моторы войны».

Фестиваль ретротехники, приуроченный к очередной годовщине начала Великой Отечественной, проводится в третий раз. Слет организовали энтузиасты во главе с известным реставратором Вячеславом Лен при поддержке правительства Московской области, министерства культуры и врио губернатора Андрея Воробьева.

«Изюминка» слета — военная и транспортная техника 70—80-летней давности, подлинные машины, часть из которых дошла до наших дней в хорошо сохранившемся виде, а часть — скрупулезно восстановлена специалистами-реставраторами. Некоторые из этих раритетов в свое время даже принимали участие в военных действиях Второй мировой.

Нынешний слет «Моторы войны» проходил с 21 по 23 июня в Ногинском районе. На поляну, рядом с деревней Ивановское, где разбили полевой лагерь, доставили более полусотни армейских ретромашин из собраний нескольких крупных военно-патриотических и технических музеев России и Белоруссии, из частных коллекций. Колесные реликвии привезли из Москвы и Подмосковья, из Волгоградской, Нижегородской, Владимирской, Самарской областей... Посетители увидели образцы старой боевой техники. Причем весьма «эксклюзивные» — ранний вариант знаменитого танка Т-34 с 76-мм орудийной башней, образцы советских легких танков, воевавших в начале войны, — Т-60 и плавающий Т-37 и совсем уж уникальный экземпляр — японский легкий танк «Хого».

— На таких боевых машинах «дети Страны восходящего солнца» воевали на Халхин-Голе, в Маньчжурии, - рассказывает специалист Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок. - Данный экземпляр был восстановлен лишь недавно. В качестве «исходного материала» для реставрации пришлось использовать несколько обломков взорванных японских танков, которые были с немалыми трудностями вывезены энтузиастами с курильского острова Шумшу. Потребовался год, чтобы собрать машину и поставить ее на ход.

Куда в большем количестве была представлена в импровизированном музее под открытым небом колесная техника 1930—1940-х годов — мотоциклы, санитарные, штабные и грузовые армейские автомобили...

Наверняка малознакома нашим согражданам и еще одна машина — спроектированная легендарным конструктором Фердинандом Порше армейская амфибия «Фольксваген» образца 1943 года.

Любопытный экземпляр обнаружился по соседству. Сидевший за рулем легкового автомобильчика бравый воин в форме капитана Красной Армии объяснил:

— Это итальянский штабной автомобиль «Фиат-508 СМ». Именно такая отнюдь не роскошного вида машина с упрощенным открытым кузовом приглянулась в свое время Муссолини. На ней он любил принимать парады. «Пятьсот восьмых» было выпущено начиная с 1939 года всего около пяти тысяч штук, из них сейчас сохранилось всего пять, один из которых — вот этот — оказался в России.

Народ толпился около броневика с пулеметной башней «на макушке». Образец редкий: советский бронеавтомобиль ФАИ разработан в середине 1930-х на шасси первого советского серийного легкового автомобиля «ГАЗ-А». Такие броневики поставлялись в части Красной Армии еще в середине 1930-х, и практически все они погибли в первые же месяцы Великой Отечественной. Привезенный на поляну слета образец совсем недавно был воссоздан на основе останков шасси, обнаруженных в болоте на местах боев.

Рядом с броневичком стояла выкрашенная в защитный цвет легковушка, высоко поднявшаяся над землей на своих колесах. Это редкий образец техники — первый отечественный полноприводной легковой автомобиль «ГАЗ-11-73», который использовался многими крупными советскими военачальниками для поездок в прифронтовой полосе. Таких «газиков» повышенной проходимости было выпущено немного. А сохранились до наших дней буквально считанные единицы. На реставрацию образца, привезенного на поляну около деревни Ивановское, ушло около пяти лет.

Ретроавтомобили на старте ралли.

В программе первого дня слета организаторы предусмотрели проведение ралли исторических автомобилей «Дороги войны». Свыше 30 грузовиков, внедорожников, штабных легковушек и мотоциклов выстроилось в живописную колонну на центральной улице деревни, где разместился пункт старта. Экипажам предстояло преодолеть по лесным и полевым проселкам около 40 км. Для пущего «военного антуража» в нескольких местах на пути устроили «засаду»: одетые в немецкую и красноармейскую форму «диверсанты» бросали на дорогу петарды. Грохот взрывов, дым!.. Но никаких травм и технических повреждений: народ в ралли-рейде подобрался опытный, водители умелые.

Главные события «Моторов войны» состоялись, согласно программе, 22 июня. На поляне возле лагеря можно было увидеть две военно-исторические реконструкции.

Так атаковала в 1939 году японцев Красная Армия.

Утром здесь воссоздали фрагменты боя частей Красной Армии и вермахта в июне 1941-го. После обеда состоялась следующая военно-историческая реконструкция: сражение в 1939 году с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол. Это было действительно уникальное «действо». В нем приняли участие редчайшие образцы подлинной японской техники тех лет. По полю среди взрывов в клубах дыма ездили танк, штабной автомобиль, мотоцикл с коляской... Сражались все те же участники военно-исторических клубов. Только на сей раз одни из них были одеты в японскую форму, а другие — в форму солдат Красной Армии старого образца.

Немаловажный и достаточно редкий для наших времен факт: посетить поляну слета, осмотреть ретротехнику, полюбоваться разыгрываемыми баталиями-реконструкциями можно было совершенно бесплатно.

— Мы считаем, что подобные фестивали старой военной техники — один из наиболее эффективных способов пробудить у людей, и в первую очередь у молодежи, интерес к нашей истории, напомнить о реалиях той страшной войны, в которой погибли их отцы и деды. Этот патриотический военно-исторический слет прошел в третий раз, и мы надеемся, что удастся сделать такое историко-техническое шоу-мероприятие регулярным, — поделился планами Вячеслав Лен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру