Не место красит абитуриента

Какими критериями выпускники школ пользуются при выборе вузов

Какими критериями выпускники школ пользуются при выборе вузов
При том обилии академий и университетов сделать правильный выбор выпускнику школы бывает затруднительно.|

При всех своих недостатках ЕГЭ имеет одно очевидное достоинство. Он избавляет выпускников от экзаменационного перегруза. Результатов ЕГЭ достаточно для того, чтобы поступить в вуз. Главное, чтобы баллов хватило, поступить на бюджетное место. А в идеальном варианте — учиться недалеко от дома. Такая возможность для выпускников Московской области имеется.

Более 100 тысяч студентов обучаются сегодня за счет средств бюджета Московской области. В регионе действуют 63 высших профессиональных учебных заведений. Из них шесть областных (в том числе пять — в ведении Минобразования Московской области, одно — в ведении Минфина Московской области), 29 — федерального подчинения и 28 — негосударственные вузы. В области действуют также 53 филиала вузов федерального подчинения и 6 филиалов вузов областного подчинения.

Наиболее известные федеральные вузы, находящиеся в Московской области, это, конечно, МФТИ и Московский государственный университет культуры и искусства. Вузы областного подчинения, как правило, находятся в тех или иных муниципальных образованиях: Финансово-технологическая академия (ФТА) в Королеве, университет «Дубна» — в одноименном городе, Московский государственный областной гуманитарный институт (МГОГИ) — в Орехове-Зуеве, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ) — в Коломне. Но даже те высшие учебные заведения, которые располагаются в Москве — Академия социального управления (АСОУ) и Московский государственный областной университет (МГОУ) имеют филиалы по области. Большинство названных учебных заведений имеют большую историю и славные традиции. Но былыми заслугами сыт не будешь. Абитуриента прежде всего интересует доступность и качество образования, чтобы после окончания института иметь определенные гарантии при трудоустройстве. В противном случае, диплом — ничего незначащая бумажка.

При том обилии академий и университетов сделать правильный выбор выпускнику школы бывает затруднительно. Какими критериями надо руководствоваться при выборе учебного заведения? Наиболее проверенный критерий — конкурс на одно место. С одной стороны, он свидетельствует о популярности вуза. С другой стороны, конкурс задает тренд востребованности в обществе той или иной профессии. С этой точки зрения интересны итоги приемной кампании 2012 года областными вузами. Прежде всего стоит отметить позитивную тенденцию. Растет количество желающих получить педагогическое образование.

В МГОГИ и МГОСГИ (Орехово–Зуево и Коломна) на педагогические специальности, такие как начальная школа, дошкольное образование, математика, иностранный, язык, информатика конкурс составил 6—7 человек на место. А в МГОУ (бывший областной педагогический институт имени Крупской) и вовсе получился суперпрестижный конкурс на педагогические специальности. На направление подготовки по программам бакалавриата история и обществоведение в прошлом году было аж 18 человек на место. Историк с педагогическим образованием — универсальная профессия. Найти приложение своим силам можно практически в любой сфере деятельности. Это я говорю как историк с тем же педагогическим образованием.

И все-таки большинство помышляет не о педагогическом поприще, а о бюрократическом. Мечта многих выпускников — стать чиновником. В АСОУ на факультет Государственное и муниципальное управление в 2012 году претендовали 17 человек на место. На аналогичный факультет в областном университете конкурс и просто был фантастический — 42 человека на место. В университете «Дубна» высокий конкурс на такие специальности как «Бизнес-информатика» — 7 человек на место, «Социология» — 8 человек на место.

Самый низкий конкурс наблюдался на следующие специальности: МГОУ — информатика, биология. МГОГИ — информатика, иностранный язык, экономика. МГОСГИ — музыка, химия и информатика.

Наверняка и в этом году сохранится вышеописанная тенденция. Но абитуриентам надо помнить, что не место красит человека.

В цель

В Подмосковье входит в моду и так называемое целевое обучение. Для несведущих — это когда предприятие берется за свой счет обучать необходимое количество будущих сотрудников в профильных вузах. А после по контракту те должны отработать обучение в течение оговоренного срока. Для многих выпускников школ самых отдаленных районов Московской области — это чуть ли не единственный способ получить высшее образование. Так, в 2011 году целевиков насчитывалось 369 человек, а в прошлом — уже на 30 человек больше.