В Мытищи за великим и могучим

Мытищи презентовали очередную летнюю школу русского языка

Открывали ее министр образования области Марианна Кокунова, первый зампред правительства Лидия Антонова и представители посольств нескольких европейских государств. В этом году у летней школы юбилей, за «великим и могучим» сюда уже в пятый раз съехались десятки студентов со всего мира.

Мытищи презентовали очередную летнюю школу русского языка
На третьем уроке наметился немаленький прогресс — студенты уже вовсю рассказывают о своих семьях. Правда, не подглядывать в тетрадь пока что не удается.

Язык радости

Занятия летней школы проходят в одной из просторных аудиторий мытищинского филиала Московского государственного областного университета. Подходя к двери, слышим смех и гул. В залитой солнцем аудитории сидят одиннадцать человек — юноши и девушки. Все улыбаются и внимательно слушают профессора.

— Наталия, теперь твоя очередь, — мягко говорит Елена Михайловна Маркина, преподаватель группы.

И кудрявая хрупкая девушка с акцентом начинает рассказывать о своей маме Изабелле, которая работает певицей. Вслед за Наталией по очереди о своих семьях и о себе рассказывают и другие студенты.

— Я школьница, — вдруг заявляет один из рослых парней-студентов. И аудитория закатывается смехом.

— Шко-льник, — по слогам поправляет его Елена Михайловна.

На занятии царит удивительно легкая и непринужденная атмосфера, будто это вовсе и не третье занятие. Кажется, что это очень дружная группа, которая учится вместе уже несколько лет. Посреди занятия парень с дальней парты встает и выходит, а Елена Михайловна этого даже не заметила. Или заметила? Неужели можно просто так взять и уйти?

— Я уверена, что успешно учится любой иностранный язык только в обстановке абсолютного комфорта, — делится Елена Михайловна после окончания занятия. — То есть если в чем-то мои студенты будут чувствовать себя некомфортно и нерадостно, то эффект от такого изучения будет очень низкий. Поэтому нужно создать абсолютно благоприятную ситуацию для изучения русского языка. Радость от изучения языка они должны почувствовать, и преподаватель должен эту обстановку создавать. Это непросто. Это нужно чувствовать сердцем. Например, у меня мяч лежит на уроке, если я начинаю чувствовать какую-то монотонность, мы переходим к игровой форме. Например, я кидаю мяч и называю прилагательное, а студент говорит его синоним. Постоянные упражнения — это очень скучно, нужна динамика, она переключает человека и раскрепощает его голову, и урок начинает идти совершенно по-другому. Есть и физические упражнения, например, фонетику мы учим стоя, руки вверх — «и-и-и», руки вниз — «у-у-у». Вот поделали упражнения, растянули мышцы, сняли все физические зажимы, можно приступить к активной разговорной части.

Преподаватель русского языка Елена Маркина уверяет, что одной методики мало, главное — чувствовать учеников и сам предмет.

Елена Михайловна, как оказалось, преподаватель с огромным опытом. Русский язык — это вся ее жизнь. Его она активно преподает еще с 1990 года как иностранцам, так и нашим соотечественникам. По ее словам, преподавать русский иностранцам — дело специфическое, здесь нужно быть и психологом, и немножко артистом, а главное — отличным специалистом.

— Работать с этими ребятами очень интересно, — говорит она. — Во-первых, в русском, как и в иностранном, очень быстро получаешь результат. И это наполняет преподавательское сердце такими положительными эмоциями, ни с чем не сравнимыми совершенно! Это такая радость, что я иногда даже задыхаюсь от предложений таких — правильно сказанных. Когда мои студенты, которые еще пару дней назад не могли выразить свою мысль по-русски, могут это сделать! Это как немой становится говорящим, когда на твоих глазах человек благодаря тебе учится говорить, это ни с чем не сравнимое удовлетворение!

Здесь нужны чувства

За все время проведения летней школы ее посетили более 140 человек. Это не просто курсы, это часть действующей областной программы «Русский язык», которая предполагает всестороннюю поддержку русского языка. Для иностранных студентов, несмотря на все разнообразие учебной программы, эта поездка не увеселительная. Чтобы получить грант на изучение русского языка, нужно доказать, что ты достоин получения специальной стипендии.

Если у студента есть желание, он может приехать в первый год в нулевую группу. На следующий год — группу более высокого уровня. Но здесь создают препоны родные страны учеников. Грант на изучение русского языка могут дать только раз в три года, соответственно, второй раз придется ехать за собственные деньги. Занятия идут четыре дня в неделю, еще три — экскурсии по Москве и Подмосковью. Каждый день расписан по часам. В программе не только занятия, но и изучение культурных традиций, архитектуры. В рамках экскурсий ребята обязательно посещают Сергиев Посад, Коломну, Мытищи, где проходят занятия.

В этом году участниками летней школы стали студенты Университета Потсдама, Восточно-китайского педагогического университета в Шанхае, словацкого Университета Константина-философа в Нитре, а также Франции, Боснии и Герцеговины, Турции.

— Наш вуз является классическим, такие специалисты в Подмосковье есть только у нас, — говорит ректор МГОУ Павел Хроменков. — Спрос огромен, на 20 стипендий от 60 до 100 заявлений. Принимаем студентов от 18 лет, возрастного предела нет. В том году были даже 70-летние студенты, правда, они проходили не по стипендиальной программе. В этом году у нас больше 50 участников, хочу заметить, что пять лет назад, когда программа стартовала, их было в разы меньше. Несомненно, программа набирает популярность.

Павел Николаевич рассказал, что в планах университета расширять программу по изучению русского языка для иностранцев. В будущем откроются зимние школы — «Русская зима» и «Зимняя сказка», правда, они, скорее всего, будут проводиться на университетской базе в Истре.

Сами студенты, приехавшие в этом году, пока говорить о планах на еще один приезд не готовы. Однако с большим удовольствием делятся своими планами на использование русского языка.

Все занятия проходят на базе МГОУ в Мытищах. По словам ректора университета, здесь собраны лучшие специалисты области.

— Я мечтаю доехать до Владивостока, — с небольшим немецким акцентом, но все же по-английски говорит Армин. — Россия огромная и безумно красивая страна, я бы с удовольствием исколесил ее всю.

— А я планирую стать дипломатом, — делится Адриана. — Русский очень популярен в Европе и, несомненно, понадобится мне в будущем.

А вот француженка Сесиль уже решила, что хочет работать в российском филиале французской компании. Все ребята уверены, что в их головах слишком много стереотипов и их обязательно надо развенчивать, желательно убедиться во всем лично.

— Среди лингвистов есть мнение, что преподавать русский как иностранный — это более примитивно, чем преподавать его как родной, — рассказывает Елена Михайловна Маркина. — Потому что во втором случае преподаются более сложные, возвышенные вещи, а в первом — самое основное и простое. Но это совсем не так, потому что самое трудное — это научить говорить на твоем языке. То есть можно прекрасно знать свой родной язык, но не уметь научить ему других людей. А научить иностранца — это огромная задача. Здесь мало знать методику, здесь нужны чувства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру