Что будет с землей вокруг Нового Иерусалима

6 августа в здании администрации Истринского района при поддержке Общественной палаты состоялся «круглый стол» на тему «Охранные зоны Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря и влияние их на социально-экономическое развитие города Истра»

Вопрос этот с болезненной остротой актуализировался еще задолго до того, как в 2011 году появилось постановление правительства Московской области, оформившее разделение прилегающих к монастырю земель на природоохранные ландшафтные зоны.

6 августа в здании администрации Истринского района при поддержке Общественной палаты состоялся «круглый стол» на тему «Охранные зоны Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря и влияние их на социально-экономическое развитие города Истра»
За "круглым" столом искали компромисс.

Принятый тогда документ предписал запретить либо резко ограничить строительные работы на огромных территориях в окрестностях Нового Иерусалима.

В прошлом году эти требования закрепило областное министерство культуры, следствием чего стали посыпавшиеся как из рога изобилия судебные иски со стороны граждан, которые желают иметь детский сад, школу или поликлинику в охраняемой зоне.

За «круглым столом» собралось руководство района, города и монастыря. Целью собрания стал поиск компромиссов, могущих учесть интересы всех оппонирующих друг другу сторон.

— Нужно изменить градус полемики, уйти от резких заявлений и транслирования в СМИ фактов, документально неподтвержденных, — взяв слово, открыл собрание председатель Общественной палаты Истринского района Сергей Борисов. — Нужно начать диалог. Сторонам, сейчас придерживающимся противоположных оценок, необходимо научиться слышать оппонентов. За «круглым столом», глядя друг другу в глаза, это сделать, согласитесь, легче.

Эстафету принял главный архитектор Истринского района Александр Паршуков. Он пояснил, что утвержденные зоны накрывают практически половину города Истры и выходят за его границы. В первой охранной зоне, прилегающей к стенам монастыря, запрещено практически все — любое изменение ландшафта, строительства, кроме ремонта существующих зданий и озеленения.

— Смысл закона таков, что природное окружение монастыря должно сохраняться в природном окружении ансамбля XVII—XVIII веков, — напомнил главный архитектор. — Но замечу, сейчас тот ландшафт абсолютно не соответствуют существующему. Монастырь — не только исторический памятник общемирового уровня, но и действующий объект православной церкви и внутригородской среды. После того как он будет приведен в соответствующий вид, поток паломников и туристов будет колоссальный. Для его обслуживания нужна будет современная инфраструктура. Но она не будет готова, так как ее созданию мешают как раз охранные зоны. Людям, приехавшим посетить святое место, негде будет остановиться, подъехать, нормально себя ощущать в этой среде. И тут возникает парадокс: охранные зоны созданы для того, чтобы охранять памятник, они же его и придушат. Так что вместо вселенской гордости мы получим вселенский позор.

Заместитель главы районной администрации по вопросам строительства Александр Горбатков заверил, что его руководство не против постановления области об образовании защитных зон монастыря, но выступает за существенную корректировку.

— Приведу один пример, — проиллюстрировал позицию района Горбатков. — Реставрация монастыря ведется без строительства котельной. Если в XVII веке топили дровами, то сегодня без котельной не обойтись. Но правовую оценку по вопросу выделения земли под строительство этой котельной в охранной зоне получить невозможно. Необходимо подумать и о содержании этих охранных зон: в настоящий момент там трава по пояс, которая не сегодня-завтра может начать гореть! Много и других противоречий, из-за которых красивый монастырь может оказаться в безобразном обрамлении. Поэтому нужна добрая воля правительства области и всех заинтересованных лиц.

Следующим выступил заместитель главы администрации района, курирующий земельные правоотношения Олег Славенко. Чиновник обратил внимание собравшихся на проблему, касающуюся ремонта объектов на территории самого монастыря. Так, из-за соблюдения режима использования охранных зон рабочие приостановили ремонт моста.

— Строители и подрядчики говорят, что его необходимо поднять и расширить, так как он подтопляется и конструктивно устарел, — напомнил Славенко. — Но они столкнулись с тем, что этого делать нельзя, потому что строительство в охранной зоне запрещено. Мы за то, чтобы котельную там построить и мост реконструировать, но правовой основы, чтобы выдать разрешение, нет.

Далее слово дали председателю фонда «Русская Палестина» Наталье Колотий.

— Самый вопиющий факт, который почему-то никто не замечает, это то, что зоны монастыря перекрывают Волоколамское шоссе, а также дорога на Бужарово, захватывают городской стадион с объектами муниципальной собственности, — напомнила Колотий. — Сколько законов здесь нарушено? Почему зона переехала полгорода? Никакого принципа в создании охранных зон нет. Сплошной абсурд. Нельзя забывать, что наш монастырь — это объект федеральной собственности, но при этом почему-то его деятельность регулируется региональным правовым актом — постановлением Московской области.

В заключение своей речи председатель «Русской Палестины» выразила мнение, что «постановление правительства Бориса Громова с юридической точки зрения ничтожно».

— Кто ж против зон, но то, как они были утверждены… — развела руками Наталья Колотий. — Нужно написать письмо действующему главе области и изложить наши претензии.

Игумена Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Феофилакта на «круглом столе» представляла Ольга Задирако. Она заявила, что не уполномочена давать комментарии, отметив, что представители монастыря выстраивают свою позицию, имея на руках постановление правительства области от 2011 года. Задирако также отметила, что у нее нет оснований считать этот документ юридически ничтожным, так как иск администрации района судом первой инстанции был отклонен.

Глава города Истры Юрий Савельев подчеркнул, что решение по охранным зонам принималось без публичных слушаний, хотя закон о публичных слушаниях уже вступил в силу.

— Четвертый микрорайон на момент подписания постановления 5 лет как прорабатывался, это ж надо было учитывать, — убежден градоначальник. — Но, похоже, сегодня никто не хочет взять на себя разумное решение этой проблемы. Поэтому необходимо сесть за стол переговоров с нынешними чиновниками областного и федерального уровня и урегулировать наконец-то этот вопрос.

Бывший предприниматель, а ныне председатель правления «Общества любителей древней письменности» Герман Стерлигов обратил внимание присутствовавших на исторический контекст спора.

— Монастырь всегда обрастал посадом, а стены были нужны, чтобы в случае опасности люди могли бы прятаться за ними, — напомнил Стерлигов. — И поэтому вопрос о том, можно строить или нет вокруг стен монастыря, абсурден. В противном случае все превращается только в туристический центр — сюда приезжает огромное количество паломников, им нужен хороший вид со стен монастыря, а монахам хороший вид из кельи. Как известно, тот, главный Иерусалим самым плотнейшим образом застроен жилыми домами. И никому не приходит в голову все это снести и сделать на этом месте какой-то особый ландшафт. Поэтому дилеммы относительно строительства с исторической точки зрения не существует. Нужно ставить вопрос перед федеральными властями о пересмотре права собственности на землевладения вокруг Ново-Иерусалимского монастыря, чтобы снять противоречия и учесть интересы города и его жителей, причем как верующих, так и безбожников. Охранные зоны в этом случае нужны с точки зрения пожарной и экологической безопасности. Если соблюсти охранные и градостроительные нормативы, то это будет живой объект, а не мертвый музей.

Представлявший на «круглом столе» Общественную палату Московской области и советник врио губернатора Подмосковья Сергей Фатеев полагает, что проблема с охранными зонами вокруг Нового Иерусалима должна быть урегулирована на местном уровне. По словам Фатеева, Андрей Воробьев будет рассматривать этот вопрос только после того, как стороны обратятся к нему с общим планом действий.

— Я общаюсь с гражданами, которые приходят на прием, и вижу, что проблемы как таковой нет, — подвел черту Сергей Фатеев. — Все разделяют позицию об охранных зонах. Но нельзя не учитывать пожелания людей, которым нужна школа, детский сад, комфортные условия проживания. Под такими обращениями граждан более тысячи подписей. Надо прекратить интриги, выработать общую позицию в ходе конструктивного диалога. Следует понять, почему небольшая группа граждан против изменений в оспариваемом постановлении. Ведь очевидно, что для существования самого монастыря и для существования муниципалитета необходима корректировка документа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру