Не было б гражданства, да несчастье помогло

Шахтеры из Донбасса в Дмитровском районе уже бьются с борщевиком

Чтобы поддержать в трудную минуту человека, не обязательно давать ему деньги на пропитание. Лучше снабдить его удочкой и научить ловить рыбу — дальше он уже сам.

Именно по такой библейской притче поступили с беженцами из Донбасса в Дмитровском районе. В Подмосковье они меньше 10 дней, но уже все трудоустроены.

Шахтеры из Донбасса в Дмитровском районе уже бьются с борщевиком
В Дмитрове Людмила Голуб очутилась в родной стихии — на кухне.

— На зарплату не жалуюсь, — говорит дворник Андрей Башлыков. — Здесь мне положили 15 тыс. рублей, в переводе на гривны — почти 4,5 тыс. Семье дали отдельную комнату, за нее пока не платим, питаемся тоже бесплатно…

В прошлой, так сказать, жизни Андрей служил в донецкой милиции, был командиром отделения с выслугой 20 лет. Милиционер, чья служба и опасна, и трудна, на свой родине получал 3,2 тыс. гривен. В Дмитрове, переквалифицировавшись в дворника, даже выиграл в зарплате — чем плохо?!

В Подмосковье, из-под обстрела нацгвардии и силовиков, удалось вырваться всей семье Башлыковых. Жену Андрея Марию власти трудоустроили горничной — у нее зарплата сейчас даже повыше, чем у супруга.

В общем, не всё сразу. Ведь беженцы из Донбасса в районе всего 10 дней, а уже имеют и временное жилье, и работу, и, само собой, мирное небо над головой.

Из 115 беженцев с юго-востока Украины, прибывших сюда в конце июня, трудоустроены практически все, за исключением мам с двумя-тремя детьми. «Пополнение», как правило, имеет рабочие специальности: токарь (его уже зачислили в штат местные коммунальщики), строители, водители, крановщики, шахтеры. Есть даже один снабженец, который попросил только жилье, а работу, мол, найду сам. И ведь действительно нашел, на Украине знатные снабженцы.

Зарплата у гостей (назовем их так) разная: от 15 тысяч у дворников до 35–40 тысяч рублей у экскаваторщиков на местном песчаном карьере.

Братья-славяне уже основательно освоились на нашей земле и знают всё: когда аванс-получка, какими социальными гарантиями обладают. Один вопрос обходят дружным молчанием: какие налоги будут взиматься с их зарплаты? 30%, как у обычных мигрантов, или 13%, как у россиян? Вопрос, как вы понимаете, имеет значение.

Об этом напрямую спрашиваю главу Дмитровского района Валерия Гаврилова. Оказывается, тут есть нюансы.

— Закон обойти невозможно, — поясняет Валерий Васильевич. — Разрешение на работу выдается после регистрации в органах миграционной службы, на это нужно время. Мы попросили работодателей, под нашу ответственность, не обращать внимания на канцелярщину, принять на работу людей без справок, ведь они в стадии оформления. Ходатайствуем перед Комитетом по труду Московской области о выдаче предприятиям квот на привлечение иностранной рабочей силы. А пока договорились первое время не удерживать с зарплаты налогов, не брать и за аренду жилья.

Полной грудью вздохнули донецкие и луганские шахтеры. Поскольку их девиз «бери побольше — кидай подальше» не предполагает особых знаний, горняков в Дмитрове определили на благоустройство территории. После угольного забоя это настоящий курорт: на свежем воздухе белить деревья, подстригать траву, высаживать кустарники.

Правда, шахтеры получили и особое спецзадание: не на живот, а на смерть бороться со здешним борщевиком. Этот сорняк в Дмитровском районе — то зло, которое еще не побеждено полностью и окончательно. Есть в этом некий перст судьбы. Рассказывают, что в 60-е годы прошлого столетия опытное хозяйство Ермолино Дмитровского района в качестве эксперимента высаживало на своих полях целые плантации борщевика, чтобы распространить свой опыт на весь Советский Союз. В те далекие годы завезенный откуда-то из Канады сорняк «партия и правительство» рассматривали как дополнительную кормовую базу для коров.

Из экспериментов ничего путного не получилось, но с тех самых пор красивые дмитровские пейзажи борщевик портит, и панацеи от него никакой не придумано.

— В прошлом году, — говорит заместитель главы сельского поселения Габовское Олег Бабич, — ученые предложили нам опробовать что-то вроде вакцины от борщевика. Обрызгать ею заросли и выполнить еще очень много агротехнических операций, после которых он должен был умереть. Мы воспряли духом, всё сделали строго по инструкциям. Злостный сорняк действительно начал желтеть и сохнуть. Но в нынешнем году поднялся еще крепче…

В общем, товарищи донбасские шахтеры, уж вы постарайтесь оправдать оказанное вам высокое доверие!

Еще один адрес ударного труда в районе, куда «на прорыв» прибыли беженцы из Луганска и Донецка, — детский центр отдыха «Заря», прообраз советского пионерского лагеря. Но так его назвать язык не поворачивается. Хотя бы по той причине, что у детишек 5-разовое питание, о таком продовольственном изобилии в советское время даже не мечтали.

А одна из поварих — дончанка Людмила Голуб, она кашеварила до кровавых событий на Украине. Приехала (точнее, бежала от того ужаса) не одна, а с дочкой, зятем и внучкой. Дочь теперь помогает маме на кухне. Зятю тоже нашлась работа — он дворник. В общем, о такой размеренной жизни, чтоб без сигналов воздушной тревоги, беженцы из Донбасса успели и позабыть.

Интересуюсь: какой украинской кухней Людмила Сергеевна планирует баловать отдыхающих в лагере детишек? Попутно выясняю, что в Дмитрове поварихи (в пересчете на гривны) получают почти в три раза больше, чем в Донецке, — таковы наши российские расценки. Мелочь, а приятно.

Ну так вот, какими национальными блюдами?.. К разговору тут же подключается генеральный директор лагеря Юрий Лукашевич:

— Меню утверждено главком до конца сезона. Никаких галушек или вареников не будет. Появится в будущем году новое меню — отведаем украинского борща с пампушками. А пока только так, у нас все строго, детишек кормим!

О следующем лете в Дмитрове думает не только Людмила Голуб с дочкой, зятем и внуками. Практически все прибывшие хотят навсегда остаться в России. У каждого свои воспоминания о последних днях на Украине.

Например, строитель Александр Камышенко из Волновахи — той самой, где месяца полтора-два назад боевики «Правого сектора» расстреляли солдат срочной службы, отказавшихся открыть огонь по мирному населению.

— В тот день я лежал в больнице и видел, как туда привозят раненых… — вздыхает он.

Он для себя тоже решил просить российское гражданство, возвращаться и некуда, от Волновахи уже мало что осталось. Как в той песне, враги сожгли родную хату…

Для справки: на беженцев из Донбасса бюджет района потратил около 1,5 млн рублей: 360 тыс. на питание (из расчета 400 руб. на человека), порядка 600 тыс. на проведение медобслуживания, анализы, флюорографию, прививки. На 350 тыс. рублей была оказана единовременная материальная помощь, ведь многие к нам прибыли, что называется, в домашних тапочках. Плюс ко всему активную благотворительную помощь беженцам оказывает и население Дмитровского района.

Но согласимся, что дружба между нашими народами оценивается не в рублях и не в цифрах…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру