В Лотошинском районе молочных коров «уволили переводом»

Удой на убой?

При тех темпах, с которыми у нас редеет поголовье коров, мясо в России должно быть почти бесплатным, как в Аргентине или Чили. Но цены на говядину неумолимо ползут вверх, что совершенно необъяснимо. Зато понятно, почему дорожает молоко, ведь молока без коровы не бывает.

Удой на убой?

Вот и сельский Лотошинский район с бескрайними полями и лугами уже в нынешнем месяце может уменьшиться почти на 1000 голов КРС.

Мы направляемся в совхоз «Доры» — некогда знаменитое и преуспевающее хозяйство. В магазине на центральной усадьбе знакомимся с двумя пенсионерками, бывшими доярками.

— Пенсии маленькие, — рассказывают они, — 9 тысяч рублей. Вот, как-то перебиваемся…

— А вернуться на ферму не пробовали? — спрашиваю их. — Наверняка рабочих рук не хватает, от таких помощниц в хозяйстве вряд ли откажутся.

В ответ все покупатели в магазине дружно смеются.

В ЗАО «Доры» осталось всего две фермы — на 650 голов КРС. И их дирекция готовит... к закрытию. Дойные буренки черно-пестрой породы из лотошинского хозяйства в организованном порядке уедут в соседний Клинский район (там зарегистрировано что-то наподобие агрохолдинга, куда вошли и две лотошинские фермы совхоза «Доры»), аж за 52 км от центральной усадьбы.

Вот тебе и продовольственная программа, возрождение отечественного села под натиском экономических санкций! Чем станут заниматься люди?

Как становится понятно из беседы с местными жителями, тема развития отечественного села для них актуальна как никогда. Почти каждый до сих пор в той или иной степени сопричастен хозяйству. Кто-то еще работает на ферме, «чалит навоз», у кого-то там сестра, сноха или теща.

Куда пойдет деревня, если 78 рабочих мест прикажут долго жить? До райцентра Лотошино, где не так-то много вакансий, больше 20 км. Столько же и до соседнего Волоколамска. Билет на автобус туда и обратно, обед в фаст-фуде… По всему получается, что оставшимся не у дел дояркам и скотникам экономически сподручнее пересидеть в деревне, подождать, когда призывы наших лидеров про возрождение российского агропрома станут приобретать реальные очертания.

Дождутся ли?!

■ ■ ■

С сотрудником Лотошинской районной администрации Андреем Белковским идем в контору хозяйства, чтобы из первых уст услышать, что это за наполеоновские такие планы: разрушить все до основания в Лотошине, а затем перевезти поголовье в Клинский район?

Разговор районного чиновника с руководителем хозяйства Евгением Новиковым по телефону не был простым. Узнав, что «МК» вместе с представителем райадминистрации хочет побывать на одной из ферм, побеседовать с доярками, Евгений Александрович начал кричать так, что его голос был хорошо слышен в приемной:

— У нас карантин! Никаких посторонних на ферме! Без вас разберемся!

— Мы можем не заходить на ферму, пообщаться на скотном дворе, — предложили мы.

Оказывается, при карантине общение на скотном дворе для человека и коров еще опаснее, чем на самой ферме. В общем, «всем постам» было дано строжайшее указание нас и близко не подпускать к животноводческому комплексу.

А теперь что касается карантина, из-за которого мы, собственно, и приехали. Как сообщили нам местные жители, он заканчивается 19 ноября, после чего буренок должны переправить в Клинский район на ПМЖ. Если просрочка составит хоть день-два, то придется вводить новый месячный карантин — с вакцинацией, прививками, и пр. Таковы суровые правила ветнадзора. А директор Новиков не намерен откладывать «переезд» в долгий ящик.

По поводу ПМЖ лотошинских коров в Клинском районе у работяг сильные сомнения. Вряд ли они там дотянут до Нового года.

— 80 наших хороших дойных коров уже поставили на откорм, их участь решена, они — как только, так сразу — пойдут на убой на местный мясокомбинат, — сообщают крестьяне.

Остальных несколько сотен буренок вряд ли станут докармливать до убойного веса — их просто пустят на колбасу и сосиски в качестве свежего сырья.

Прошедшие экономический всеобуч жизни селяне раскрывают подоплеку этого крупного животноводческого маневра — с карантином и «переброской» коров.

— Дело в том, что хозяйство в этом году сработало с убытком. К Новому году говядина в очередной раз подорожает, и хозяйству выгодно забить коров именно в этот период, продать мясо и получить максимальную прибыль. Это временщики, живут одним днем. Не думают о том, что на восстановление дойного стада потребуется как минимум четыре года…

Однако и руководству не откажешь в новом экономическом мышлении. В «Дорах» на фермах работают коренные жители, у них вполне приличные зарплаты, около 25 тыс. рублей в месяц. В Клинском районе фермы обслуживают гастарбайтеры из Средней Азии, которым платят вдвое меньше. Уже экономия, прямая выгода для хозяйства.

Идем дальше. Как понятно, коллектив животноводов в «Дорах» никто увольнять по сокращению штатов не собирается, ведь в этом случае придется выплачивать компенсацию, а это новые расходы, издержки, с которыми так беспощадно борется дирекция. Работникам любезно предложили перейти на «соседнюю» ферму — в 52 км от центральной усадьбы, куда якобы собираются увезти коров. Понятно, что и зарплата будет гастарбайтерская.

52 км туда, 52 км обратно… Добавим сюда трехразовую дойку, подъем в три часа ночи… От таких переездов уже от самих доярок через месяц-другой мало что останется.

Ну а кто откажется от такого графика работ, тот сам виноват, должен уйти по собственному желанию.

Но и премудрые совхозные экономисты допускают ляпы. Так, из всего коллектива «Доры» — совхоза в Дорах — центральной усадьбе планируется оставить только 5–6 механизаторов, заготовителей кормов. В Клину земель не очень много: сено предстоит косить в Лотошине и по конвейеру за 52 км отправлять на новое место дислокации.

Не исключено, что расходы на бензин превысят сомнительную экономию от переезда коров. Конечно, в том случае, если их сохранят как дойное стадо.

Ну а если отправят на мясокомбинат, в чем уверены крестьяне… Нет коров, нет и проблем…

■ ■ ■

Последние десятилетия по селам Лотошинского района проехались если не красным, то реформаторским колесом. Резко рванул вперед с мясной породой коров совхоз имени Кирова. Он завез герефордов одним из первых в Московской области и на зависть соседям приумножает свои успехи.

К сожалению, кировцы — исключение, которое не подтверждает правило. В местном рыбхозе (он прекратил деятельность пару лет назад) вместо 120 рабочих мест осталось 4 — включая директора и главбуха. Всего в агросекторе района занято около 700 человек. Притом что в сохранившихся четырех хозяйствах преобладает старинная система работы — на пупке и на коленке.

По правде говоря, здесь с тревогой думают о том, что будет, если прогресс вдруг зацепит и их глубинку. Ведь чем больше ноу-хау, тем меньше рабочих мест и привычных вил для раздачи кормов. Современные животноводческие комплексы на 1200 голов обслуживают всего 5–6 операторов и один планшет. Куда девать людей? В районе 144 поселения, и все — сельские!

Однако прежде чем очередь дойдет до компьютерной дойки и до планшетников, необходимо сохранить хотя бы то, что еще имеется. Это для огромной Москвы потеря 50–60 рабочих мест — капля в море. Недавний митинг столичных врачей, которые попадают под «секвестр», собрал под две тысячи — и то никакой трагедии.

Для сельского района каждое рабочее место на счету. Ведь уже очевидно, что кормить нас никто не будет — ни царь и ни герой. Получается, по всему миру ищем импортеров, а своих крестьян — за ворота?..

Избравшаяся чуть больше года назад главой района Екатерина Долгасова начала с села — с чего-то другого здесь и начинать не с чего. При муниципальном софинансировании 19 молодых специалистов получили социальные выплаты на приобретение жилья, еще 19 — сертификаты. Для дальнего района это большие подвижки, ведь за 2013 г. жилищные условия смогли улучшить только 4 семьи. В 2014-м введено в оборот 4,6 тысячи гектаров залежных земель. Это по площади целый колхоз, которых, как мы знаем, в стране резко, катастрофически не хватает.

Только какой во всем этом смысл, если еще действующие хозяйства перебазируются в соседний район, а местные жители остаются без работы?

Комментарий главы Лотошинского района Екатерины ДОЛГАСОВОЙ:

— По ситуации с совхозом «Доры» мы собрали «круглый стол», куда пригласили все «заинтересованные» стороны, в том числе и представителя собственника. От перевозки коровьего стада в Клинский район он пока отказался. О чем сообщил и трудовому коллективу на собрании после нашего «круглого стола». Там участвовало больше 50 человек: доярки, скотники, механизаторы. «Работайте спокойно, никуда не переезжаем», — было заявлено животноводам.

Надеюсь, что от этих замыслов собственник совсем откажется, ведь он грамотный специалист. Ситуация с ветеринарией в Клину намного хуже, чем в Лотошине. Понятно, что наши коровы могут там заболеть. К тому же обслуживать дойное стадо там некому, а наши животноводы за 50 с лишним км на дойки в Клинский район ездить не будут, это просто абсурд!

Нет, мы хорошо побеседовали и с представителем собственника, и с генеральным директором хозяйства и поняли друг друга. У них были планы развивать в «Дорах» мясную породу скота. Но пока дело до этого дойдет, от местных ферм и железобетонных плит, которыми вымощены подъездные пути, ничего не останется, все растащат по дворам дачники.

Хочется поблагодарить ветслужбу Московской области: со своей стороны она также поспособствовала, чтобы такой переезд не состоялся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26672 от 13 ноября 2014

Заголовок в газете: Удой на убой?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру