Не боги горшки обжигают

А подмосковные туристы, которых научат и коров доить, и сыр варить, и родину любить

26.03.2015 в 20:16, просмотров: 1874

Полететь на выходные в Париж, провести летний отпуск всей семьей в Испании — эти скромные человеческие радости многим из нас теперь недоступны. С таким курсом евро и доллара, как сейчас, мы можем путешествовать лишь по просторам родины. Недаром эксперты предрекают этим летом высокий спрос на отечественные курорты. Однако люди отдыхают не только в отпуске — есть еще выходные и длинные праздники. Как сделать внутренний туризм таким же привлекательным, как путешествия в дальние страны? Советник губернатора Московской области по вопросам спорта, культуры, туризма и делам молодежи Игорь ЧАЙКА считает, что у Подмосковья как туристического направления есть главная составляющая — богатая история и культура, удивительная по красоте природа. Дело осталось за малым — необходимо создать современную индустрию гостеприимства.

Не боги горшки обжигают

 Хлеба и зрелищ

Типичная история. Семья — мама, папа и ребенок — решила посетить очень интересный музей или древний кремль в одном из городов Подмосковья. И тут же на их пути встают проблемы. Первое: как туда добраться? Найти в Интернете, в каком городе расположен музей, не проблема, а вот указания, как туда проехать, довольно сложно. Второе: после осмотра достопримечательностей, как правило, хочется есть, пить и, простите за натурализм, в туалет. Увы, но в учреждениях высокой культуры удовлетворить такие простые земные потребности также можно далеко не всегда. И кроме того, неплохо бы и домой что-нибудь привезти на память из такого мини-путешествия. Но в сувенирных лавках в местах туристического паломничества почему-то чаще всего продают китайский ширпотреб, а вот поделки наших, подмосковных промыслов днем с огнем не сыщешь.

Еще год назад именно так все и было. О европейском сервисе на подмосковной земле туристы могли только мечтать. Туалет типа сортир на улице да ларек «соки-воды» — вот и все, что предлагали гостям в загородных музеях и усадьбах. Никакой рекламы в прессе, никакой навигации на дорогах. Стоит ли удивляться, что о культурных сокровищах Подмосковья лучше всего осведомлены краеведы и местные школьники.

«Вы были в Зарайске? А знаете, какая там интересная археологическая коллекция? Вот и большинство так, — говорит Игорь Чайка. — А ведь там находится единственный в Подмосковье древний кремль, у которого сохранились все башни. А среди археологических экспонатов — древняя статуэтка бизона, выполненная из бивня мамонта, возраст которой около 20–22 тысяч лет. В 2012 году статуэтка бизона стала одним из главных экспонатов международной выставки «Искусство ледникового периода: зарождение современного разума», проходившей в Британском музее».

Но турист в Зарайске — птица редкая. Во-первых, далеко — 160 км от Москвы, плюс ужасная дорога — мало кто «долетит». Во-вторых, ехать туда имеет смысл с ночевкой на все выходные, а гостиниц там нет. Вот и не едут.

«Афиша Подмосковья»

Туристическая индустрия — это сложная, разветвленная экономическая отрасль. Она состоит из множества смежных бизнесов. В первую очередь нужны гостиницы на разный кошелек: одному по карману отдых в бутик-отеле, другому — на койку в хостеле бы наскрести. То же самое и с общепитом. Почему-то после насыщения духовной пищей аппетит всегда просто зверский. Значит, поблизости от достопримечательностей должны быть разные кафе и рестораны на любой счет и запросы: от скромных пирожковых до аутентичных ресторанов. А еще нужны парковки, где бы туристы могли оставить свои авто и спокойно прогуляться по городу. Все это нужно строить, развивать, вкладывать средства, зато потом, когда турпоток станет стабильным, — денежки потекут рекой. Недаром же для многих европейских городков туризм — главная статья доходов.

«Наличие доступных гостиниц, транспортная доступность и удобная дорожная навигация на пути к местам массового отдыха и достопримечательностям — это все, конечно, необходимые составляющие для реализации любого туристического проекта, но начинать раскручивать Подмосковье как турнаправление нужно с грамотной информационной политики, — рассуждает Чайка. — Люди не знают, как лучше проехать к музеям, какой там график работы, где можно поесть, переночевать, что еще посмотреть поблизости, чем развлечь ребенка. Мы долго готовились к запуску туристического портала «Афиша Подмосковья», но оно того стоило — уже в первый день его работы информационный ресурс посетило несколько десятков тысяч человек. И число пользователей еженедельно растет».

По словам Игоря Чайки, туристический портал «Афиша Подмосковья» может стать незаменимым помощником в путешествии. Для этого достаточно лишь скачать бесплатную мобильную версию на смартфон или планшет.

«Например, сейчас мы развиваем такой туристический тренд, как агротуризм, — говорит чиновник. — Вы забиваете в поисковое окно на сервере слова «подмосковные фермеры» и получаете целый список хозяйств, куда можно приехать, пожить в деревенской избе, подышать чистым воздухом, поесть свежих натуральных продуктов. Вас там и горшки лепить научат, и коров доить, и сыр варить».

Европейский стандарт

Часто, возвратившись из дальних странствий, мы с горечью отмечаем, что в родном отечестве и природа ничуть не хуже, и культурных ценностей не меньше, но вот сервис... Только самые преданные патриоты или стойкие аскеты могут игнорировать такие досадные бытовые «мелочи», как отсутствие нормальных дорог, чистых благоустроенных пляжей, детского меню в точках общепита в зонах массового отдыха.

Недавно в «МК» пожаловалась пожилая женщина, музейный работник с огромным стажем работы в одном из подмосковных музеев. По ее словам, областное начальство сейчас больше озабочено наличием достаточного ассортимента сувениров и пирожков для посетителей, чем сохранностью музейных фондов. Но ведь недаром же говорится, что голодное брюхо к наукам глухо. И чего плохого в том, если в подмосковных музеях для посетителей будут созданы комфортные условия? Кроме того, дополнительные сервисы — это еще и дополнительные деньги, которые можно пустить на увеличение зарплаты сотрудникам или на пополнение фондов.

«С точки зрения сервиса и организации пространства мы ориентируемся на лучшие образцы, — говорит Игорь Чайка. — У нас уже появилось несколько музеев, отвечающих европейскому уровню сервиса. Во-первых, музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» — новое современное здание, открывшее свои двери в октябре 2014 года. Во-вторых, хотел бы упомянуть музей по соседству с мануфактурой Федоскино: его экспозиция посвящена истории подмосковных народных промыслов. Помимо уникального контента там есть все, что необходимо путешественнику: можно взять аудиогид, причем экскурсии читают на нескольких европейских языках, а скоро будет еще и на китайском. Для инвалидов — пандусы, для детей в местном кафе специальное меню. Огромный выбор сувениров: и не только федоскинская лаковая миниатюра, но и гжель, палех, дулёво, павловопосадские платки. Хочу отметить, что благодаря улучшению информационной политики, расширению сервисов и другим нововведениям посещаемость подмосковных музеев за год выросла на 35 процентов».

Все гости в Клин

Подмосковье сравнимо по своей площади со средней европейской страной, а достопримечательностей хватит сразу на несколько. Тем не менее для мирового туристического сообщества Московская область пока еще терра инкогнита. Один из распространенных способов привлечь в Подмосковье массовый поток туристов — устроить праздничные мероприятия по случаю круглой юбилейной даты кого-нибудь из наших всемирно известных писателей, художников, культурных деятелей. У Лермонтова, Толстого, Достоевского и многих других русских гениев, прославивших отечественную культуру, есть свои памятные места в Подмосковье, и поклонники со всего мира охотно посетили бы их. Например, в прошлом году количество паломников, приехавших в Сергиев Посад на 700-летие русского святого Сергия Радонежского, перевалило за 200 тысяч. В этом году такие же грандиозные торжества намечаются в Клину в честь 175-летия Петра Ильича Чайковского. Город ждут серьезные инфраструктурные изменения.

«Мы надеемся, что празднование 175-летия композитора Петра Ильича Чайковского будет способствовать развитию Клинского района и создаст мощную точку экономического роста. У нас несколько целей: во-первых, надо отреставрировать Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник Чайковского. Во-вторых, необходимо благоустроить город — речь идет о дорогах, парковках, об оформлении городских въездов, о преобразовании Соборной площади, вокзальной территории, о появлении новых пешеходных и прогулочных зон», — перечисляет Игорь Чайка.

Средства на реставрацию музея-заповедника Чайковского предусмотрены федеральной программой. Все инфраструктурные проекты частично ложатся на бюджет области, но большую часть затрат должны взять на себя инвесторы. Чтобы бизнес с большим интересом относился к проектам в сфере туризма, в том числе инвестировал в строительство и деятельность гостиниц в Московской области, региональное правительство разработало ряд налоговых льгот. Так, налог на прибыль в зависимости от капиталовложений может быть снижен до 4,5 процента.

Из-за того что людям негде переночевать, они вынуждены ехать в богатый достопримечательностями исторический город всего на пару часов. В результате дорога по пробкам занимает больше времени, чем осмотр культурных ценностей. По мнению Игоря Чайки, гостиницы нужны даже москвичам, которые смогут тогда чаще отправляться в путешествие на все выходные. Сегодня туристов могут достойно принять отели в Дмитрове, Коломне, Одинцове, Пушкинском районе, Клину. Но еще много муниципальных образований, где вообще негде переночевать.

«Год назад в Подмосковье практически не было благоустроенных комфортных мест для активного отдыха: современных оборудованных лыжных трасс, катков, парков или стадионов, где можно всей семьей заняться спортом. Многие из этих объектов, как, например, лыжероллерная трасса в Красногорске, были полностью реконструированы, оборудованы теплыми раздевалками, душевыми, пунктами проката, там появились кафе, медпункт. И сейчас там в выходные настоящее паломничество — по нескольку тысяч машин паркуется, невозможно найти свободное место. Причем не только едут наши подмосковные любители лыж, но и москвичи, которых мы считаем нашими якорными клиентами, — говорит Чайка. — Но мы еще в самом начале пути. Задача предприятий, работающих в турбизнесе, не сверхприбыль, а возможность закрепиться на рынке, создать себе хорошую репутацию и путем правильного администрирования, политики, менеджмента научиться зарабатывать деньги».