Маленький подмосковный Клин сыграл роль мирового масштаба

Белое и черное

7 мая исполняется 175 лет Петру Ильичу Чайковскому. Эксперты утверждают, что это самый популярный композитор в мире: его музыка звучит каждые 4 минуты. Для России Чайковский давно превратился в национальный бренд, как Московский Кремль, Красная площадь или Большой театр. Поэтому, несмотря на кризис и напряженные отношения с Западом, власти решили отметить юбилей с размахом — на подготовку торжеств было выделено 120 млн руб., в Клину в этом году впервые пройдет Международный музыкальный фестиваль, в котором примут участие звезды мировой величины. На что еще пошли деньги и как преобразился ко дню рождения композитора его любимый Клин, проверяли корреспонденты «МК».

Белое и черное

Чайковский — это наше все. Первый концерт, «Лебединое озеро», «Щелкунчик» — музыка, знакомая с детства. Юбилей — прекрасный повод познакомиться, открыть для себя неизвестного Чайковского — композитора и человека. Для этого всего-то и надо — сесть в подмосковную электричку и отправиться в Клин, а там уж Петр Ильич доведет до места — он здесь повсюду.

Клинское убежище

Строго говоря, у Чайковского никогда не было своего угла. Жил он в постоянных разъездах между Питером и Москвой. Однажды какой-то попутчик в поезде посоветовал ему в качестве перевалочной базы Клин — город расположен на пути между двумя столицами — и тихий, уютный. Так началась клинская история в биографии Чайковского, как он сам говорил, «это мое тихое убежище».

Клинский период был очень плодотворным, здесь Чайковский написал «Спящую красавицу», «Чародейку», симфонию «Майнфред», симфонию №5, увертюру «Гамлет» и многие другие произведения.

Теперь все эти памятные места объединены в один туристический маршрут. Дом-музей П.И.Чайковского в Клину получил статус музея-заповедника с территорией в 60 га. Его директор Галина Белонович говорит с осторожным оптимизмом в будущее: «Для нас сейчас задача номер один — отремонтировать мемориальный дом в Клину, деньги нам выделили. Заниматься восстановлением усадьбы в Демьянове мы тоже, конечно, будем, но тут без инвестора не обойтись. К счастью, удалось выселить оттуда противотуберкулезный диспансер, теперь появилась надежда заинтересовать кого-то этим проектом».

Галина Ивановна права — главное, успеть спасти памятник культурного наследия до того момента, когда уже спасать будет нечего. Например, в Майданове остались только старинный парк и пруд — дом снесли сразу после революции, но и они до недавнего времени находились в кошмарном состоянии, местные жители боялись тут ходить. А недавно клинская администрация навела там порядок. В парк провели освещение, пруд почистили и выпустили несколько пар лебедей — есть белые и черные. Теперь у жителей Клина появилось свое лебединое озеро.

Дом-музей Чайковского в Клину — удивительное место, поражает его атмосфера, такое ощущение, что композитор только что вышел за дверь и вскоре вернется. В прихожей его шляпа, перчатки, трость, на рояле, рабочем столе ноты, записи — все, как было при жизни хозяина. Это заслуга брата и племянника композитора, которые и создали этот музей, его преданного слуги, которому он завещал свое имущество и который по договору с родными Чайковского выкупил этот дом у владельца.

Оказывается, Петр Ильич арендовал его у местного мирового судьи Сахарова. У композитора, который еще при жизни обрел мировую славу и был популярен не только в Старом, но и в Новом Свете, банально не было денег, чтобы стать домовладельцем даже в таком заштатном городке.

В музее целая комната отведена для памятных подарков композитору — там есть очень дорогие вещи, в том числе и от монархов, но вот с наличностью у Петра Ильича всегда было туго. Во-первых, приходилось содержать огромное семейство Чайковских — братьев, сестер, племянников. Во-вторых, не умел экономить. Мог зайти в местную лавку и накупить восточных сладостей. Приказчики судачили про него: чем занимается барин — не понятно, но счет деньгам не знает. А мальчишки караулили его во время длительных прогулок по Клину, знали, что у него всегда припасены для них кульки со сладостями.

В минуты нужды Чайковскому всегда приходила на помощь его благодетельница и близкий друг Надежда Филаретовна фон Мекк, порой он сам писал: «Простите, милый друг, поиздержался в этом месяце...»

Однажды государь по какому-то поводу решил презентовать Чайковскому полторы тысячи рублей, маэстро на радостях попробовал составить список своих долгов, чтобы деньги переслали сразу кредиторам, сумма получилось в три раза больше, — вот тогда царь и понял, что пора назначить Чайковскому пенсию.

Рикардо Мути.

Знакомство с гением

Домик в Клину, совершенно крошечный по сравнению с замками современных шоу-звезд, уже 120 лет свято хранит атмосферу домашнего очага такой незаурядной личности, как Чайковский. Такое ощущение, что хозяин только что вышел за дверь.

На входной двери табличка «Приемные часы с 3 до 5». Такое объявление больше пристало бы доктору или юристу, ведущему прием на дому, но сотрудник музея Татьяна Тюрчева объясняет: к Чайковскому нескончаемым потоком шли просители, и он никому не мог отказать в аудиенции и помощи. Но, чтобы эти визиты не мешали работать, он поставил временное ограничение.

Вообще утренние часы работы — это было святое время. До обеда композитор даже не выходил из своей спальни, работал за письменным столом. Рабочее место гения, как и вся обстановка дома, довольно аскетичное. Узкая железная кровать покрыта самодельным покрывалом — подарок одной из племянниц. Просторный деревянный стол сделан местными мастерами. В книжном шкафу книги на иностранных языках, говорят, что Чайковский знал шесть европейских языков.

Удивительное дело, после посещения музея Чайковского начинаешь лучше понимать его характер, мотивы поступков, даже известные факты его жизни выглядят совсем в другом свете. Вот, например, тема любовных отношений композитора, всегда вокруг этого была какая-то фальшь, скабрезность, тайна. Но хранитель его наследия Полина Вайдман уверена, что ничего нельзя замалчивать или приукрашивать в жизни гения. Наша задача не судить его, а стараться понять. Поэтому о сексуальных наклонностях композитора, если интересно, в этом доме можно спрашивать, вам ответят предельно честно и не смущаясь.

То же самое касается его творчества. Оказывается, после смерти композитора многие его произведения подвергались серьезной музыкальной обработке, поэтому так важно собрать и издать полное собрание сочинений Чайковского. Но у государства нет денег на реализацию этого проекта даже в юбилейный год композитора. Средства выделили только на допечатную подготовку первых четырех томов — туда вошли две авторские редакции Первого концерта для фортепьяно с оркестром. Кстати, до сих пор это всемирно известное произведение исполнялось в чужой обработке. Впервые концерт так, как его написал сам Чайковский, прозвучал именно на международном фестивале в Клину. Его исполняли Кирилл Герштейн (фортепьяно) и Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

«Клин звучит»

Это девиз музыкального фестиваля. Для многих музыкантов и меломанов, причем далеко за пределами России, Клин действительно прозвучал громко. С 30 апреля по 7 мая в концертном зале в музее П.И. Чайковского проходил международный музыкальный фестиваль, который собрал самых известных исполнителей со всего мира. На сцене в музее Чайковского помимо уже названных гигантов звука выступили пианист Михаил Плетнев, Государственный академический русский хор имени Свешникова, симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев и другие музыкальные звезды.

Но слоган фестиваля — это еще одновременно и программа-максимум для самого города. Потому что у властей Московской области и Клинского муниципального района есть честолюбивая мечта — сделать Клин российским Зальцбургом. Основания для такого сравнения, конечно, есть. Во-первых, Чайковский не менее почитаем во всем мире, чем Моцарт. Во-вторых, музей Чайковского в Клину — это огромное собрание (200 тысяч единиц хранения) подлинных вещей, рукописей, писем композитора. Музей Моцарта, говорят специалисты, таким богатством похвастаться не может. Но вот во всем остальном, что касается туристической индустрии, подмосковному Клину до австрийской туристической Мекки еще расти и расти. Дороги, гостиницы, кафе и рестораны — все нужно и уже сейчас, если, конечно, власти реально хотят увеличить сюда турпоток.

Пока что обо всех инфраструктурных объектах речь идет в сослагательном времени. Обещали жителям сделать к юбилею новый пешеходный мост через железную дорогу, кстати, туристам он бы тоже пригодился — увы, не успели. Не получилось и с новым концертным залом, так что звезды мировой величины выступали в небольшом (всего на 300 посадочных мест) зале при музее Чайковского. Глядя, как Рикардо Мути подпрыгивает во время дирижирования Венским оркестром, рискуя свалиться со сцены, у зрителей замирало сердце: не угробить бы маэстро!

Правда, глава Клинского района Алена Сокольская не унывает по поводу того, что многое из задуманного не успели реализовать к юбилею композитора: «Лучше мы сделаем не торопясь, но хорошо», — объясняла она журналистам.

То же самое и с концертным залом. Клинская администрация собиралась реконструировать концертный зал при детской музыкальной школе, но старое здание не выдержало такой модернизации. Однако в будущем, пообещала Сокольская, будут в Клину не один, а целых пять концертных залов. Да и музыкальная школа свое получит — подмосковные власти пообещали в день открытия фестиваля выделить на ее ремонт 800 млн руб.

Не спешите сравнивать Клин с Зальцбургом — счет явно не в нашу пользу. Но ничто не мешает нам приехать в гости к Чайковскому в Клин просто так — из любви к его прекрасной музыке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26803 от 6 мая 2015

Заголовок в газете: Белое и черное

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру