Чудеса на стволах: московская художница вписывает картины в деревья

Удивительный вернисаж можно увидеть в лесу в районе Измайлово

В Измайловском парке культуры и отдыха появились сказочные деревья. Каплю волшебства в обычный лес добавила московская художница Евгения Хлынина. Девушка нарисовала в трещинах на стволах деревьев две картины: ежика в тумане и сюжет на космическую тематику. Дупла стали входом в мир, полный чудес. И это не первые работы мастера. «МК» нашел удивительную художницу и поговорил с ней о том, как превратить привычные нам предметы в произведения искусства.

Удивительный вернисаж можно увидеть в лесу в районе Измайлово
Администрация парка разрешила Жене рисовать на деревьях все, что она захочет.

В Измайловском парке сейчас три дерева с волшебными дуплами. Два из них появились совсем недавно, а одно — в 2014 году. Автор картин — художница Женя Хлынина. Расписать деревья — ее собственная инициатива.

«Неоднократно, катаясь на велосипеде, я рассматривала спилы и пустые ямки от ветвей на деревьях и думала: «А можно было бы что-нибудь здесь нарисовать. Например, каких-нибудь сказочных существ — тролля или фею», — писала Женя в интернет-блоге. — А потом я нашла в Интернете статью про китайскую художницу, которая таким образом расписывает деревья, — она рисует зверьков и пейзажи. Это послужило толчком к действию».

Для начала художница решила поэкспериментировать на пеньке. Приглядела симпатичный спил около станции метро «Перово» и пришла туда с красками и складной табуреткой. Через некоторое время там появился ежик в тумане, который быстро стал любимцем местных жителей.

— Следующий «портал» я решила открыть на дереве в Измайловском лесопарке, который находится рядом с моим домом и в котором я очень люблю гулять и кататься на велосипеде, — рассказывает Женя.

Для осуществления задуманного художница выбрала так называемые морозобоины — отверстия в коре деревьев, лопнувшей от мороза, с гладкой поверхностью. Они идеально подходили для того, чтобы стать полотном. И снова первый сюжет был основан на мультфильме «Ежик в тумане»: ежик протягивал лошади дубовый листок. Пока Женя рисовала, вокруг нее успела собраться толпа любопытствующих, и каждый с удивлением комментировал происходящее.

На втором рисунке Женя решила изобразить эльфа, или древожителя, как она сама его называет. Но в этот раз ей пришлось столкнуться с непониманием. Сначала старичок с фотоаппаратом сообщил девушке, что ее инициатива вредна для умов людей, так как будут думать, что в лесу можно творить беспредел и портить все. Затем посетовал на выбранный сюжет, упрекнув художницу, что она могла бы нарисовать что-нибудь более красивое, например, живописные сосны. Скрепя сердце, Женя доделала рисунок, но на душе у нее было тяжело.

Видимо, грустные настроения наложили свой отпечаток на будущее эльфа. Буквально через неделю вандалы расцарапали лицо сказочному существу и вообще существенно подпортили внешний вид. Художница восстановила его, но история повторилась. Тогда Хлынина оставила попытки открыть в деревьях сказочные порталы. К счастью, ненадолго. Буквально на днях Женя снова вернулась в лес. И снова выбрала для этого Измайловский парк. Более того, администрация парка разыскала ее через соцсети и официально разрешила рисовать на деревьях все что захочется. Выбор опять пал на ежика в тумане — тем более тот, который был нарисован два года назад, исчез под воздействием осадков и стараниями лесных мышей.

— Мне показалось, что данный персонаж — это почти святое для русских людей, и если какие-нибудь дураки его и изуродуют, то не сразу. Нарисовала второго ежика, потом — третьего… Теперь он только один, потому что два первых стерлись. А эльфов (вернее, древожителей — так я их называю) я уже сама придумала. Хотелось населить лес сказочными существами, а дупла сделать входом в их волшебный мир.

На сей раз ежик получился смотрящим вниз с обрыва — для обрыва как раз идеально подошел выступ коры. А для второго рисунка Женя выбрала космическую тему и назвала «Космические плоды. Праздник урожая». На месте дупла — далекая неизведанная планета, населенная маленькими черными существами.

Проблема вандализма по-прежнему очень волнует художницу. Но волевым усилием она решила постараться не расстраиваться из-за них.

— Я думаю, что защитить рисунки никак нельзя. Как? Огородить колючей проволокой? Это не выход. Надо просто рисовать, и все. Тот, кто созидает, должен быть готов к тому, что его творение разрушат в любой момент. И тогда надо создать новое. Опять, опять и опять. На радость тем, кто оценит. А таких очень много.

Это правда: каждый, кто проходит мимо расписанных деревьев, останавливается и любуется дуплом. Если верить духовным учениям, то растение, которым человек восхищается и которому регулярно возносит похвалу, будет расти крепким и здоровым. А учитывая, что деревья с морозобоинами — это уже поврежденные организмы, то им такое отношение точно не повредит.

Вместе с лошадью это дупло облюбовали лесные мыши.

Художница рисует акриловыми и темперными красками — они на водной основе, быстро сохнут и устойчивы к внешним воздействиям, хотя и не вечные, если их не покрыть лаком. Как показала практика, на вертикальной поверхности рисунки держатся очень долго, так как на них не попадает дождь и ветер. А вот самый первый рисунок на пне, который был обращен прямо к небу, стерся за несколько месяцев.

В планах у художницы — открывать новые порталы в волшебные миры. Причем она заинтересована в том, чтобы люди могли без труда найти ее работы. Поэтому она составила карту, где отмечены сказочные деревья.

— В лесу много деревьев с морозобоинами, но рисовать на деревьях где-то в глуши, где никто не ходит, просто нет смысла. Поэтому я ищу такие деревья, которые стоят близко к дорогам — чтобы рисунки могли видеть люди. Осенью и зимой буду искать еще, а весной — рисовать.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

— Я всегда приветствую подобные затеи, мне кажется, они прививают окружающим вкус, — говорит заведующий лабораторией биологии развития растений кафедры высших растений биофака МГУ Владимир МУРАШЕВ. — Мы можем стать свидетелями единения природы и искусства, фантазии, а это же прекрасно! Я сам очень люблю творчество скульптора по дереву Степана Эрьзя — он собирал пни и наросты и превращал их в скульптуры.

Так же эксперты ответили на главный вопрос в этом дуэте природы и искусства: не повредят ли рисунки самому дереву? Единогласно было признано, что за здоровье насаждений можно не волноваться. Если украшаются именно морозобоины или наросты, то на дереве это никак не отразится. Ведь по сути — это мертвые участки. Но здесь есть важный нюанс: при создании полотна надо постараться не повредить и не задеть здоровую часть дерева.

— Чаще всего у деревьев повреждается сердцевина, — рассказывает Владимир Владимирович. — И чем больше повреждение, тем менее дерево морозоустойчиво. Например, если от мороза растение пострадало по всей окружности ствола, то жить ему осталось недолго.

Если трещина образовалась небольшая, то это идеальное место, чтобы украсить его рисунком. Специалисты уверяют, что краска для «раненых» участков даже полезна: она остановит дальнейшее гниение и отмирание ткани. Причем в садовых товариществах именно так и поступают. В лесном массиве уследить за всем сложно, банально из-за огромного количества насаждений. Если в стволе успело образоваться дупло, его тоже необходимо залечить. По принципу кариеса в зубе: вынуть всю гниль, запломбировать цементом. Чтобы скрыть реставрационные работы, можно снять нарост с другого дерева и прикрепить на место дупла. Эти манипуляции продлевают дереву жизнь, потом что если этого не сделать — оно погибнет.

В принципе морозобоины могут образоваться на любом дереве. Особенно часто они возникают на растениях, плохо переносящих холода. Это те деревья, которые были завезены в столичный регион с юга. Например, декоративный бархат амурский — ему очень тяжко в нашем климате, в Москве он даже не способен дорасти до больших размеров. Достаточно одной очень холодной зимы, и бархат, считай, обречен на скорую смерть. Еще один слабенький вид — катальпа (ее еще называют адамово дерево), цветет оно позднее всех и радует окружающих красивыми цветами. Плохо живется в столице растению под названием лох серебристый. Во время цветения он источает волшебный запах, но век его в наших условиях совсем недолог. Выбирать эти растения для того, чтобы нанести рисунок или иное произведение искусства, не стоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27210 от 22 сентября 2016

Заголовок в газете: Художник, что рисует ствол

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру