Спальный район Подмосковья превратился в музей стрит-арта

Художники со всего мира украсили фасады домов граффити

В Подмосковье поставили уникальный эксперимент — за месяц превратили обычный район с типовой жилой застройкой в новую культурную достопримечательность мирового масштаба. По мнению многочисленных экспертов, присутствовавших в субботу на торжественном открытии музея уличного искусства в городском округе Одинцово, результат превзошел все ожидания.

Художники со всего мира украсили фасады домов граффити

«Я живу в доме с Гагариным», — говорят теперь жители дома 25 по улице Кутузовская подмосковного Одинцова. На фасаде этой жилой высотки изображен легендарный космонавт. Портрет поражает своими размерами, он самый большой в мире — 60 метров высотой.

У соседних домов тоже есть свои опознавательные приметы — на одном из них изображен ребенок, стоящий на голове, на другом — влюбленная парочка. Всего 45 различных муралов (так называют фрески, занимающие всю стену здания) украсят фасады многоэтажек, школ и технических зданий в микрорайоне Одинцова Новая Трехгорка. Сейчас 10 росписей уже готовы, 20 — близки к завершению, остальные работы закончат в начале сентября.

За месяц команда из 84 художников, приехавших из 26 стран мира в Новую Трехгорку на Международный фестиваль стрит-арта Urban Morphogenesis «Культурный код», реализовала масштабный проект уличного искусства. В результате получился настоящий художественный музей под открытым небом, где каждый дом обрел свою яркую индивидуальность.

Имидж — все!

Новая Трехгорка — самая урбанизированная часть городского округа Одинцово. Площадь района невелика, а живет здесь порядка 30 тысяч человек. Все дома — высотные, внутри этого человеческого муравейника типовые здания школы, детского сада. К Трехгорке намертво приклеился ярлык «проблемный район».

«В 2013 году, когда застройщик сдавал наши дома без социальной инфраструктуры, парковок и дорог тут действительно жить было невозможно, — вспоминает управдом Ирина Грабарчук. — Спасибо областному правительству, что не бросили нас в беде, сейчас все есть, и школы, и детский сад, решается вопрос с парковками. Но имидж «проблемного района» за нами так и тянется».

В Новой Трехгорке живут люди с активной жизненной позицией. Много молодых семей, все друг друга знают. Кто-то через детей познакомился, кто-то в чатах общался, отстаивая свои права перед нерадивым застройщиком. Потом вместе в субботниках участвовали. Так и сдружились. Когда родилась идея провести в Подмосковье фестиваль уличного искусства, то выбор на Трехгорку выпал не случайно.

«Нам хотелось сделать для активных жителей подарок, потому что украшать район, где уже и так все хорошо, неправильно, — рассказывает министр правительства Московской области по социальным коммуникациям Ирина ПЛЕЩЕВА.

Сейчас этот микрорайон заурядным точно не назовешь. Каждый дом, как произведение искусства. Жители уверены, что их недвижимость после нанесения на фасады домов граффити выросла в цене. Еще один плюс — в Трехгорке активизировался малый бизнес. Летом здесь открылись новые кафе, парикмахерская.

По словам Ирины Плещевой, сюда потянулись предприниматели, и хотя принято считать, что молодежная политика требует дотаций и для государства это дополнительная социальная нагрузка, пример фестиваля «Культурный код» говорит об обратном: молодежные проекты тоже могут приносить инвестиции.

Живем, как в музее

«Вас где высадить — около Гагарина или Зары?» — спрашивает водитель. В Трехгорку уже потянулись фанаты стрит-арта, поэтому скоро даже московские таксисты научатся разбираться в современном искусстве.

Про дом с Гагариным все понятно, он прославился на всю страну. А певица Зара тут при чем? Оказывается, певица стала почетным гостем фестиваля «Культурный код» и на одном фасаде увидела портрет девушки, очень похожий на себя. Поп-дива сделала селфи на его фоне и выложила у себя в Инстаграме, отметив, что это произведение искусства, где «много скрытых символов». Граффити выполнил испанский художник Sabek.

В Новой Трехгорке на самом деле есть что посмотреть! Сразу при въезде на улицу Кутузовская взгляд упирается в первую фреску. На ней изображена одна и та же девушка у окна, на фоне заката и на лестничной площадке. Ее автор — известный граффитист из Италии Весод Бреро (VESOD), всю огромную площадь мурала он рисовал кисточками. Обычно эскиз переносят на стену дома с помощью проектора, обводят его по контуру, а затем наносят краски из баллончиков. Но Весод решил изобразить свою возлюбленную, поэтому, наверно, и увековечил ее образ в настоящей фреске.

«На фестивале собрались художники из 26 стран мира. Среди них — США, Канада, Мексика, Боливия, почти вся Европа. Были граффитисты из Юго-Восточной Азии, Китая. Весь мир приехал в Россию, причем не в Москву и даже не в Питер, а в обычный подмосковный город», — рассказывает Ирина Плещева.

Несколько лет до этого областное правительство проводило региональные конкурсы и фестивали уличного искусства, но они привлекали в основном только молодежь. А в прошлом году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, они решили нарисовать в Бронницах в стиле граффити портрет легендарного аргентинского футболиста Месси. Там жила и тренировалась сборная Аргентины. И это неожиданно привлекло большое внимание прессы и футбольных фанатов.

После ЧМ-2018 подмосковный художник Дмитрий Левочкин предложил: давайте проведем международный фестиваль уличного искусства. Губернатор Подмосковья идею поддержал и обещал помочь. Организацию фестиваля взял на себя Фонд поддержки и развития современного искусства, его поддержали Главное управление социальных коммуникаций Московской области и администрация городского округа Одинцово.

Фестиваль уличного искусства Urban Morphogenesis собрал в Трехгорке настоящих звезд стрит-арта. До сих пор такими экзотичными районами могли гордиться лишь Нью-Йорк, Берлин, Мельбурн и Лондон. Теперь настоящий стрит-арт есть и у нас в Новой Трехгорке — в спальном районе Подмосковья.

Культурный код

Кофейня на улице Кутузовская — излюбленное место тусовки местных жителей и приезжих художников. Здесь варят отличный кофе, и в знак благодарности иностранцы расписали своими автографами всю барную стойку. Здесь же жители и художники обмениваются последними новостями.

«Кого-то нужно в магазин свозить, кому-то белье постирать, а еще наши девчата местные стараются их чем-нибудь вкусненьким угостить», — рассказывает молодая мама Анастасия.

Ее вместе с мужем Сергеем и двумя детьми мы встретили во время прогулки. Они сейчас в отпуске, хотели ехать отдыхать, но когда узнали, что 31 августа планируется торжественное открытие музея уличного искусства, то решили задержаться на несколько дней. На вопрос, почему это так важно для них, ответили: это и наш проект тоже!

«Знаете, сколько тут было дебатов сначала. Одним жителям идея с фестивалем нравилась, другим — нет, люди постарше говорили: не хотим тут никакого граффити. И когда художники приступили к работе, тоже все ломали голову, что они изобразят. Но сейчас мы просто влюблены в нашу Трехгорку. Никуда отсюда не уедем», — говорит Анастасия.

«Мы, честно говоря, тоже переживали, как жители воспримут стрит-арт, — признается Ирина Плещева. — Поэтому сначала мы проводили несколько встреч с жителями. Устроили голосование и, только когда убедились, что большинство собственников согласны, чтобы на фасадах их домов появились росписи, начали подготовку к фестивалю».

Надо отметить, что социальная коммуникация с жителями Новой Трехгорки оказалась очень эффективной. За несколько часов, проведенных в районе, мы не встретили ни одного недовольного человека. Наоборот, многие искренне благодарили организаторов фестиваля за такой щедрый подарок — целый район размером с небольшой город превратили в ценный арт-объект. Но больше всех в восторге от фестиваля местные дети и подростки. Неформальные художники — их кумиры.

«Многие местные ребята сразу же записались в волонтеры, они были готовы в очередь встать, лишь бы им разрешили помогать известным художникам», — говорит Плещева.

«Мы решили на время работы фестиваля открыть специальный летний лагерь в местной школе и навали его «Культурный кот». Там ребята смогли потренироваться в навыках граффити, их возили на экскурсию в художественный музей. И мне кажется, что нам удалось увлечь их не только современным искусством, но еще и космосом. Теперь даже семилетки взахлеб обсуждают биографию Юрия Гагарина, а не приключения героев своих излюбленных мультсериалов, — рассуждает Ирина. — Для детей этот фестиваль даже важнее, чем для взрослых. От того, в какой городской среде они вырастут, будет зависеть, сформируется ли у них вкус и понимание красоты».

Лиза Турченкова, студентка МГУ, стала волонтером у мексиканского художника Фарида Руэда. Он рисовал тотемных животных, а Лизе доверил закрашивать фон, а потом разрешил даже написать свое имя на стене. Работать было интересно, но физически трудно.

«Мы поднимались в 10 утра, спускались только на обед и ужин, а иногда приходилось оставаться без него. Нам очень дождь мешал, иногда из-за ветра приходилось спускаться. Когда приходила домой, то чувствовала, что пол, как палуба, качается», — рассказывала Лиза.

Не всем волонтерам повезло так же. Кто-то просто краску подавал художникам и тому был рад. Но пообщаться с ними мог любой желающий. «Простые, общительные, веселые и очень позитивные», — говорят местные жители о звездах мирового стрит-арта.

Зарубежным гостям Трехгорка и ее обитатели тоже пришлись по сердцу. Автор портрета Юрия Гагарина, уезжая из России, поблагодарил всех своих русских друзей за теплый прием и особенно за борщ. А граффитист из Аризоны Мата Руда так увлекся Россией, что рванул из Москвы на Сахалин.

«Мне хотелось посмотреть настоящую Россию, и я ее увидел. У вас огромная страна и замечательные люди! Я влюбился в них, и мне не хочется уезжать», — признался нам художник.

Вид из окна

Фестиваль уличного искусства подошел к концу. Позади целый месяц непередаваемой атмосферы праздника. Художники разъезжаются и искренне — на самом деле со слезами на глазах — прощаются с жителями и организаторами фестиваля.

«Нам говорили, что Россия — несвободная страна, но так хорошо, как здесь, мы еще нигде себя не чувствовали, нам доверили расписать огромные площади, практически целый город — это большая честь, спасибо!» — написал на прощание Весод.

Действительно, здорово, что маленький подмосковный городок и его жители смогли растопить лед предрассудков и предубеждений по отношению к нашей стране. Но главное волшебство искусства в том, что сами жители стали теперь испытывать гордость за свою Трехгорку. Их дома показывают по всем каналам, у них берут интервью, им звонят друзья с Камчатки и спрашивают: что там у вас происходит — мы вас по «телеку» видели.

«Мы теперь просыпаемся и быстрее к окну бежим: что там новенького нарисовали? — говорит управдом Ирина Грабарчук. — А там надпись во всю стену: «Выспимся завтра». Это так над нами художники подшутили, потому что мы им все время говорили: «Завтра выходной, завтра выспимся».

Ну что же, это тоже наша национальная черта, ментальность — желание все успеть, быть в тренде, догнать и перегнать, несмотря на то что порой мы долго запрягаем. Собственно, цель фестиваля в том и заключалась, чтобы глазами зарубежных художников показать всему миру современную Россию, расшифровать ее культурный код. И, похоже, цель достигнута, причем не одна.

«За время фестиваля мы сумели многих людей, далеких от современного искусства, увлечь стрит-артом, с другой стороны — о нашем Подмосковье узнали в различных уголках планеты, ведь у художников тысячи фанатов по всему свету, и все они теперь в курсе, что в Московской области есть город с работами их кумиров, — подводит итоги Ирина Плещева. — Наша задача сделать музей популярным у туристов. Скоро мы запустим мобильное приложение. Это будет удобный аудиогид, которой расскажет о каждом художнике и его культурном коде, зашифрованном в авторской работе. Еще мы сейчас начали заниматься подсветкой фасадов с граффити. «Умная система» в точности повторяет рисунок художника, исключая балконы, так что спать жителям свет мешать не будет. А вид ночью будет даже красивее, чем днем».

В Одинцово открылся музей уличного искусства: галерея граффити

В Одинцово открылся музей уличного искусства: галерея граффити

Смотрите фотогалерею по теме

Мнение эксперта

Зельфира ТРЕГУЛОВА, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

«Я никогда не слышала о подобных проектах где бы то ни было в мире, замечательно, что это сделано здесь, в Одинцове. То, что я вижу, преображает вид этого жилого комплекса. Это невероятная возможность искусству вырваться за стены элитных художественных галерей».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28064 от 2 сентября 2019

Заголовок в газете: Область культурного смысла

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру