Театральное Пушкино: бывал Чехов, репетировал Станиславский

А сейчас на даче Струковых мечтают создать культурный центр

История подмосковного Пушкино тесно связана с театральным миром. Тут проходили первые репетиции труппы МХАТ, бывали Чехов, Станиславский и Немирович-Данченко, а также многие другие видные режиссеры, актеры, драматурги. А еще тут с конца XIX века и до сих пор распространено такое явление, как любительский театр. Чехов даже по этому поводу ехидно высказался: в Пушкино любители процветали, как тараканы, лезли из любых щелей и замучили дачников своими постановками. О прошлом и настоящем театральной и культурной жизни города Пушкино «МК» рассказала художественный руководитель местного любительского театра «Классика» Светлана БУЛАЕВА.

А сейчас на даче Струковых мечтают создать культурный центр
Фото: из архива театра «Классика»

— Известно, что первые репетиции театрального коллектива, который создали в 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко, проходили в Пушкино. Можно сказать, там родился знаменитый МХАТ. Не страшно любителям выходить на сцену в таком священном для театралов месте?

— На самом деле театральные традиции в Пушкино — и любительские постановки, и репетиции МХАТа — неразрывно связаны. Чтобы это понять, нужно окунуться в ту атмосферу дачной жизни. В конце XIX века через Пушкино прошел первый участок Ярославской железной дороги, он соединил Москву и Сергиев Посад. Местные дачные поселки — Пушкино, Любимовка, Тайнинское — быстро превратились в очень модные места отдыха. Летом здесь собирались самые богатые и известные люди того времени. Избалованная публика хотела, чтобы рядом с их дачами были какие-то развлечения, а театр был тогда именно таким местом, где можно культурно отдохнуть.

Поэтому в Пушкино вскоре появился Летний театр, там давали концерты такие знаменитости, как Шаляпин, Нежданова. Мхатовцы тоже выступали на его сцене, но по ошибке в наше время стали утверждать, что именно Летний театр стал для них чем-то вроде альма-матер. Нет, там они лишь выступали в антрепризе — как тогда говорили, для поддержания штанов. А первые репетиции мхатовской труппы проходили совсем в другом месте — тоже в Пушкино, но на даче купца Архипова (впоследствии он взял фамилию Арбатов).

Кстати, любительские труппы тогда тоже были весьма популярны среди дачной публики. Был свой театр на фабрике Арманд, у почтарей и пожарных. Чехов даже по этому поводу ехидно высказался: в Пушкино любители процветали, как тараканы, лезли из любых щелей и замучили дачников своими постановками. Обо всех театральных традициях нашего города мы постарались подробно рассказать в специальной экспозиции «Пушкино театральное», которая находится на даче Струковых. За нее мы получили губернаторскую премию, и на полученные деньги нам удалось сделать еще одну экспозицию «Фольклор в Пушкино» и оформить фольклорную мастерскую.

— Я помню, что несколько лет назад эту старинную дачу, где жил и творил советский писатель Константин Паустовский, хотели снести и построить на ее месте жилой комплекс. «МК» тогда выступил в защиту исторического наследия Пушкино.

— Да, было такое дело. Но благодаря активной позиции жителей города дача купцов Струковых, а на сегодняшний день это старейшее здание в городе, была признана объектом культурного наследия. И теперь она находится под охраной государства.

— У Струковых на даче тоже был домашний театр?

— Да, и даже есть камерный театральный зал, иногда мы даем там свои постановки. Кроме этого мы оборудовали костюмерно-гримерную комнату и театральную гостиную, какие были в домах купцов-меценатов на рубеже XIX и XX веков. В гримерной хранятся костюмы к нашим спектаклям. Каждую неделю мы проводим там какие-нибудь мероприятия: литературные вечера, выставки, концерты авторской песни. Вход на все наши мероприятия свободный и бесплатный.

Худрук театра Светлана Булаева и самоварщик Алексей Тропинский. Фото: из архива театра «Классика»

— Кто ваш зритель?

— Самые разные люди, и по возрасту, и по вкусам. Но вообще мы отдаем предпочтение классике и академическому театру. Дети сейчас мало читают, пусть хотя бы с нашей помощью знакомятся с шедеврами русской литературы.

— А есть постоянная публика?

— Да, некоторые даже приезжают на наши спектакли из Москвы. За 13 лет существования театра у нас появились свои почитатели, многие стараются не пропускать ни одной постановки, где участвуют их любимые актеры.

— Интересно, как люди, далекие от театра, становятся актерами? Вы проводите конкурсный отбор в студию?

— Мы принимаем всех желающих, вообще никому не отказываем. Порой приходит человек, настолько зажатый, что кажется, его невозможно растормошить, двигается по сцене как деревянный. А потом потихоньку расслабляется, втягивается в общую творческую атмосферу, и глядишь, через год-два он уже звезда.

— И все-таки вам приходится учить их театральному мастерству с нуля.

— Этому их учат режиссеры, у нас их четверо. И у каждого свой творческий метод. Например, главный режиссер театра Максим Панарин — приверженец академической школы и системы Станиславского. Он очень долго с каждым актером индивидуально прорабатывает его роль. А выпускница школы-студии Николая Фоменко Кристина Ивлева предпочитает коллективные методы работы, она перед каждой репетицией проводит часовой мастер-класс со всеми актерами, занятыми в ее постановке. Практически она передает актерам все те знания, которые получила сама в студии Фоменко.

— Как вы распределяете роли?

— У нас почти 50 актеров, и мы стараемся, чтобы среди них не было обиженных. Поэтому каждый актер участвует хотя бы в двух проектах в год. Часто коллективно решаем, кто на какую роль больше подходит.

— Но ведь все равно кому-то достается главная роль, а кому-то «кушать подано».

— Стать звездой в нашем театре довольно просто, для этого нужно иметь талант, интересную фактуру и харизму. Например, Антон Баранчеев привел к нам в студию, в младшую группу, свою маленькую дочку. Но он сам настолько незаурядная личность, что мы сразу обратили на него внимание и стали привлекать его к участию в спектаклях.

Сначала режиссеру было с ним очень тяжело: они постоянно спорили по поводу прочтения роли, но когда им наконец удалось найти общий язык, дела пошли на лад. В результате первая заметная роль Антона — Яичница из спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба» — получилась просто блестяще. А потом Антон сказал, что хочет поставить самостоятельно спектакль. Я дала «добро». И в апреле наш театр показал зрителям его постановку «Лекаря» Мольера. Публика приняла спектакль очень тепло.

— Профессиональные актеры иногда попадают в щекотливые ситуации, например, забывают слова роли, и тогда их спасает мастерство, а как ваши любители выходят из положения?

— Суфлера в театре нет, поэтому актеры учат не только свою роль, но и партнера, с которым выступают в одной мизансцене. Это подстраховка на тот случай, если вдруг кто-нибудь из них забудет роль.

А вообще у нас, как в профессиональном театре, тоже бывают смешные ситуации. Как-то в спектакле «Недоросль» актер, играющий роль Простакова, забыл сказать последнюю реплику в мизансцене, уже уходя со сцены, его партнерша вдруг оборачивается к нему и громко на весь зрительный зал восклицает: «А где же последняя реплика? Дай реплику!» Правда, такие ляпы выходили у наших артистов лишь в самом начале, в первые годы работы театра. Сейчас мы научились импровизировать и выходить из трудных положений незаметно для зрителей.

Актеры из спектакля «Недоросль». Фото: из архива театра «Классика»

— Пандемия коронавируса оказала влияние на работу театра?

— Конечно, приходится соблюдать все меры предосторожности. На мероприятиях зрители в масках — все как положено. Кроме этого раньше мы каждый год очно участвовали в театральных фестивалях и конкурсах, вживую показывали свои спектакли. А последние полтора года только в онлайн-формате. Приходится делать видеозапись спектакля, а для этого нужны хорошая аппаратура и профессиональные навыки работы с ней. К счастью, у нашего театра много друзей, всегда готовых прийти на помощь.

— Помимо спектаклей у студии много других проектов, расскажите немного о них тоже.

— У нас есть «Литературная гостиная», название говорит само за себя. Ко всем знаменательным датам мы стараемся готовить мемориальные вечера. Так, к 75-ю Победы мы подготовили концерт «Помним всех поименно», получилось очень трогательно. Кстати, в его подготовке принимал участие наш артист Александр Лукьянюк, он — внук купца Шарикова, известного в Пушкине мецената, много сделавшего для его развития. Так что преемственность культурных традиций продолжается. Еще у нас в помещении дачи Струковых проходят вечера клуба авторской песни «Бригантина». Их ведет Нина Орлова, она — фанат этого жанра музыки, много ездит по стране, бывает на всех фестивалях бардовской песни. У нее много друзей, они охотно выступают на наших вечерах.

В 2019 году клуб авторской песни «Бригантина» стал лауреатом губернаторской премии «Наше Подмосковье».

— А вы сами получали какие-нибудь гранты или премии за свою работу?

— Да, я дважды становилась лауреатом губернаторской премии: в 2016 и 2017 годах.

— А еще вы собственноручно шьете все театральные костюмы, причем многие из них не отличить от подлинных исторических костюмов. Откуда такое мастерство?

— Шить меня научили еще в школе, и мне очень нравится это дело. Кроме того, у нас в доме все женщины умеют шить. Даже сохранилась от бабушки старинная машинка «Зингер», несмотря на почтенный возраст, она до сих пор на ходу.

— Но чтобы создать по-настоящему достоверный костюм прошлого века, одного умения шить недостаточно.

— Поэтому я всегда очень тщательно готовлюсь, изучаю специальную литературу по истории костюма, знакомлюсь с тенденциями моды той эпохи, к которой относится действие пьесы.

— Эскизы тоже вы рисуете?

— Нет, мне помогает дочь — она художник. Недавно на даче Струковых состоялась выставка ее работ.

— Ваш театр выступает только на сцене дачи Струковых?

— Наша главная сцена находится в городском ДК «Пушкино», но мы охотно выступаем на любых площадках: в школах, библиотеках, даже на улице. Мы проводим несколько фольклорных праздников: Святки, Масленицу, Сороки и праздник русского пряника.

— В Пушкино есть свой рецепт пряника?

— Раньше мимо Пушкино по знаменитой Троицкой дороге ездили богомольцы из Москвы в Сергиев Посад, поэтому здесь было много трактиров, там пекли очень вкусные бездрожжевые белые пряники и баранки, последние даже представляли на Нижегородской ярмарке. Мы попытались реанимировать рецепт пряника, немного его модернизировали и назвали «Пряник белый струковский». Три года назад летом мы провели первый праздник пряника — людям очень понравилось.

— Любительскому театру «Классика» более 10 лет, за это время ваш коллектив многого добился. Вас знают по всему Подмосковью, вы являетесь лауреатом многих театральных премий. А что впереди, какие творческие планы?

— У нашего города богатое культурное прошлое. Здесь жили и творили многие известные писатели, поэты, актеры и режиссеры. Очень важно сохранить это культурное наследие и передать память о нем нашим детям, чтобы культурные традиции не прерывались. Для воплощения этой идеи есть прекрасная дача Струковых, где мы мечтаем создать культурный центр, который бы объединил всех творческих людей Пушкино. Здесь уже проходят выставки, концерты, спектакли, лекции, но потенциал здания намного больше. Однако для этого не хватает самой малости — нужно привести деревянный дом в порядок. Мы своими силами делаем текущий ремонт. Но зданию, которому уже более 140 лет, необходима реставрация, для этого нужны большие средства. Мечтаем, что найдутся богатые люди, меценаты, которые захотят помочь с реализацией этого проекта. Ведь меценатство — это тоже культурная традиция Пушкино, и она не должна прерываться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28575 от 8 июля 2021

Заголовок в газете: Дача на театральную удачу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру