Пешком в Европу

Улицы без транспорта придадут городам Подмосковья человеческий облик

Путешествуя по Европам, многие из нас с умилением и восторгом охают и ахают: как же у них все разумно устроено, все для людей, и тут же вздыхают — а у нас все через одно место. Но в последнее время в тренде у чиновников — комфортная среда обитания. С чего начать ее создание, если в подмосковных городах на городских улицах подчас нет самого элементарного — тротуаров для пешеходов.

Улицы без транспорта придадут городам Подмосковья человеческий облик
Пешеходную зону в Коломне постоянно облагораживают.

В фильме «Берегись автомобиля!» говорится, что все человечество делится на автолюбителей и пешеходов. И это верно. К сожалению, первых с каждым годом становится все больше, поэтому для последних остается все меньше свободного пространства. На Западе, правда, где машин на душу населения еще больше, такого антагонизма нет. Машины там с уважением относятся к людям: уступают дорогу пешеходам, паркуются в строго установленных местах, а во многие части города, особенно в исторический центр, им проезд вообще запрещен. В приоритете там — пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт и уже только в последнюю очередь идет частный.

Казалось бы, подмосковные города ничем не хуже зарубежных: есть у них и богатая героическая история, и красивая архитектура, а вот назвать их комфортными для жизни язык не поворачивается. На улицах — многокилометровые пробки, дворы превратились в стихийные парковки, а рядом с древними шедеврами зодчества — целые кварталы аварийного жилья.

Боле того — на одном из совещаний в областной администрации процитировали письмо жительниц древнего Серпухова: женщины просили сделать у них в городе... тротуар. «А то летом, — жаловались дамы, — очень хочется пройтись на каблуках, но по кочкам и рытвинам ноги того и гляди сломаешь».

Возможно, эти челобитные и навеяли идею сделать в каждом городе Московской области свою пешеходную зону. Идея эта, конечно, не нова. Первыми этот опыт внедрило московское правительство, которое решило по западному образцу устроить для горожан комфортные и безопасные места для прогулок, где безбоязненно можно отпустить ребенка побегать или прокатиться на роликах, велосипеде — главное, что машин можно не опасаться, сюда им проезд закрыт. Во-вторых, пешеходные зоны стали центром торгово-развлекательной жизни — можно прогуляться по магазинам, встретиться в кафе с друзьями или просто посидеть с любимым айфоном на лавочке и воспользоваться свободным доступом в Интернет. Начав с малого, благоустроив одну улицу, местные власти должны сделать первый шаг к наведению порядка в городе в целом. А там, глядишь, и до расселения бараков — недалеко.

В конце 2013-го областное правительство приняло решение, а уже весной 2014-го многие муниципалитеты планируют приступить к созданию пешеходных зон, и первым делом чиновники обещают прислушаться к мнению народа по поводу выбора места и того, как должен выглядеть местный Арбат, то есть провести общественные слушания по проектам. Сейчас Главное управление архитектуры и градостроительства Подмосковья готовит техническое задание для проектировщиков. Для пешеходных зон предлагается три варианта мест: городской центр, территория вблизи парка или на берегу водоема.

Перед тем как объявить улицу прогулочной зоной, муниципалам придется отремонтировать здания, провести озеленение, установить скамейки, фонари, малые архитектурные формы, кое-где появятся фонтаны, скульптурные композиции, а главное — придется устроить вместительные парковки. Главная головная боль — найти для этого средства, суметь грамотно совместить бюджетные и коммерческие источники. Документацию собираются подготовить к 1 марта, а с 1 мая начать практическую работу, когда будут объявлены и проведены тендеры на благоустроительные работы. Итоги планируют подвести к 1 октября. Города, чьи пешеходные пространства признают лучшими, получат денежные премии.

В данный момент в муниципалитетах идет работа над концепцией пешеходных зон, причем здесь может помочь опыт тех подмосковных городов, где уже созданные пешеходные зоны стали их местной достопримечательностью, — это Коломна, Ногинск, Дмитров.

В Коломне, пожалуй, самая красивая пешеходная зона из уже существующих, отчасти это объясняется ее месторасположением. Она находится на территории Коломенского кремля — памятника древнего зодчества мирового значения. Архитекторы детально проработали концепцию проекта — все здесь от вывесок на домах до городового, охраняющего улицу от машин, стилизовано под старину. Сейчас в зону входят две улицы — Лажечникова и Лазарева, но в скором будущем для транспорта закроют еще улицу Зайцева со скверами и площадь Двух Революций. Хотя прежде городским властям придется провести огромную работу — реорганизовать новую схему движения транспорта на прилегающих улицах и обустроить вместительные парковки, где люди, приезжающие в пешеходно-туристическую зону, могли бы поставить свои машины.

Старая улица Кропоткинская в подмосковном Дмитрове растянулась почти на два километра, и ее самая облагороженная полукилометровая часть отдана во власть пешеходов еще 10 лет назад. С одной стороны возвышаются древние стены Дмитровского кремля, с другой — тянутся милые купеческие особнячки, в которых разместились уютные кафешки. Общий вид улицы весьма живописен, недаром летом здесь очень многолюдно. Улица вымощена брусчаткой, есть скульптурные композиции и памятник местному жителю Петру Кропоткину, знаменитый анархист провел в Дмитрове свои последние годы жизни. Городские власти обещают расширить и реконструировать пешеходную зону, по новой концепции будут там и сувенирные магазины, и антикварные, и картинные галереи.

Самая оснащенная пешеходная зона с точки зрения наличия торгово-развлекательной инфраструктуры находится в городе Ногинске. Здесь сосредоточено все: местный театр, торговые ряды, многочисленные кафе и рестораны, фонтан с живописными мостиками и красивыми цветочными композициями. Недаром днем это излюбленное место гуляний горожан, администрация также здесь часто проводит различные мероприятия: городские праздники, фестивали. Вот только общий вид не слишком опрятный. Лавочки поломаны, пивные бутылки валяются, мусор. По словам местных жителей, общественная зона притягивает не только благонадежных горожан, по вечерам здесь собираются пьяные компании подростков, так что с наступлением темноты прочие граждане стараются обходить это место стороной.

В городе Жуковском улицу Маяковского назвать полноценной пешеходной зоной еще пока нельзя — до сих пор ее перекрывали для автотранспорта только в праздничные дни. Но как только городские власти организуют здесь новую зону движения автотранспорта, в обход, так сразу же начнутся масштабные работы по благоустройству: появится красивая садовая мебель, стильные светильники, асфальт заменят брусчаткой.

Будет свой Арбат и в Павшинской пойме. Здесь начались работы по строительству пешеходной зоны еще прошлым летом. Она протянется на полтора километра от Волоколамского шоссе до набережной Москвы-реки. Авторы проекта обещают поставить лавочки, оборудовать фонтаны, беговые, роликовые и велодорожки, а в перспективе тут появится ледовый каток и теннисные корты.

МЕЖДУ ТЕМ

В Сергиевом Посаде, крупном культурном центре Подмосковья, уже давно существует такая аллея, она известна далеко за пределами города и области. На ней предлагается и сувенирная продукция, а также всевозможные яства русской кухни. Сейчас эту зону, на протяжении 3,5 км, будут приводить в порядок. Пройдет она от Келарского пруда на север, мимо памятника героям Великой Отечественной войны, мимо стен Троице-Сергиевой лавры, а также по территории небольшой зеленой зоны за административным зданием и Дворцом культуры. Закончится она пешеходным бульваром имени Кузнецова.

Также на время празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского пешеходными станут две зоны — от железнодорожного вокзала по улицам Сергиевской, Вознесенской и Митькина, а также по Овражьему переулку. Деньги на финансирование этих работ, по информации пресс-службы администрации Сергиева Посада, заложены в местном бюджете, правда, разбиты они по разным строкам — ремонт дорог, общее благоустройство, ремонт фасадов зданий. Также областные власти гарантировали выделение дополнительно 500 млн рублей на благоустройство.

В Истре благоустройство пешеходно-прогулочной зоны от центра искусств «Вдохновение» до РЦ «Мир» провели за счет районного бюджета. Теперь в этой зоне есть не только деревья и кустарники, но еще лавочки и фонтан. До сих пор продолжается реконструкция и создание новой пешеходной зоны в районе ул. Советская, около пруда, где проложены новые дорожки, высадили деревья. В планах этого года установить за счет районного и городского бюджетов детский игровой комплекс.

В Подольском районе пешеходная зона создается в жилом микрорайоне «ЖК Весенний». Для жителей этих домов, которые с одной стороны окружены лесным массивом, а с другой соседствуют со скоростной трассой на Москву, такая зона просто жизненно необходима. Строительство ведется за счет средств инвестора-застройщика.

В городе Люберцы проект благоустройства пешеходных зон еще готовится, огласят его 23 января. Жители ратуют за то, чтобы подобная зона появилась около железнодорожной станции Ухтомская.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру