Подальше от свального греха

Захотели быть городские власти в Шатуре

По мусорным отходам можно многое разузнать об их владельце. Вот почему свалки вокруг воинских частей еще секретнее, чем сами армейские дивизии. В них все как на ладони: сколько человек, что едят и пр., и пр., и пр. Но если бы западные шпионы покопались на шатурской свалке, они бы составили об этом городе в корне ошибочное представление. Находится она практически в городе, а отходы сюда тащат со всех соседних районов.

Захотели быть городские власти в Шатуре

Свалка расположена в 4 километрах от городской черты, и ее высокие зловонные кучи хорошо просматриваются из многих точек.

— Она находится в низине, к тому же на торфяниках, — рассказывают местные жители. — По этой причине постепенно оседает, проваливается. Если бы в основе был твердый грунт, она была бы выше метров на 10.

История вообще, а этой свалки в частности, не знает сослагательных наклонений. Если без всяких «бы», то ситуация следующая.

Еще в 50-х годах прошлого века свалку в Шатуре организовали временно, для нужд исключительно города. Тогда еще не было таких заумных словечек, как полигон твердых бытовых отходов, все делали по-простому. Без всякой подготовки почвы (грунт в основании должен быть твердым и плотным, чтобы через него не проникали сточные воды) начали свозить сюда отходы с предприятий. В надежде, что через год-другой специалисты подыщут под полигон более подходящее место. Ведь рядом со свалкой протекает река Поля, а с дождями или весенним половодьем отходы (тяжелые металлы и вся таблица Менделеева) устремляются прямо в этот водоем.

Да, свалка в Шатуре замышлялась как временная, но получилась более чем постоянная. За шесть десятков лет эксплуатации (в последние годы мусор сюда везут и из Егорьевска, и из Воскресенска, и из Орехово-Зуева, и даже из дальних поселений Шатурского района!) она заметно прибавила в объеме. Вместо 6 гектаров (проектная, так сказать, площадь) имеет уже 10, и похоже, что это не предел. Районные власти, судя по всему, намерены увеличить площади под полигон ТБО за счет расположенных рядом мелиоративных (!) земель совхоза «Шатурский». Земли эти уже несколько лет не обрабатываются и не засеваются. Как говорится, свято место пусто не бывает.

— Правительство области разработало целую программу по закрытию свалок в городской черте, —поясняют шатуряне. — Во многих городах региона полигоны позакрывали, люди там хоть вздохнули свободно. А наша районная власть нам говорит, что по некоему секретному плану областного правительства эта свалка является стратегической для региона, т.е. она должна расти и расти. Что за такие секретные планы?..

Один из «секретов» пытаюсь разгадать прямо здесь и сейчас, у подножия, так сказать, этого мусорного Везувия. Почему свалка, находящаяся в городе, управляется из района? Ведь в городе есть своя администрация, она и должна…

Оказывается, городская администрация отвечает за чистоту в городе, чтоб все в нем блестело и сверкало. А вопрос расширения и функционирования полигона ТБО по закону входит в компетенцию районных властей. Вот как у нас все мудрено построено! Свалка с недавних пор стала частной, а частнику выгодны большие объемы складирования отходов. Вот почему сюда «зеленая улица» мусоровозам из соседних городов и районов.

— Днем еще куда ни шло, относительно спокойно, — вздыхает житель улицы Чехова, по которой едут грузовики с мусором. — А ночью они мчатся один за другим целыми колоннами. Шум, грохот, спать невозможно. Тащат мусор со всех соседних районов…

Да и грех не воспользоваться таким случаем. Свалка должна быть огорожена по периметру железобетонным забором, как того требуют экологические нормы (а тут забор установлен только «с парадного подъезда», да и то не по всей длине), — заезжай с любой стороны и разгружайся себе на здоровье.

Еще жители города делятся своими наблюдениями, что отдельные мусорные пласты не просыпаются песком, как того требует природоохранное законодательство. В жаркие сезоны свалка горит и дымит.

В общем, полигон ТБО в Шатуре социального спокойствия явно не добавляет. Все болячки и вспышки хворей жители города списывают, как правило, на действующую свалку. И это, наверное, правильно.

Как мы уже сказали, сточные воды отсюда стекают в реку Поля — приток Клязьмы, которая впадает в Оку, а Ока в Волгу. Однако негативные последствия от тяжелых металлов и всей периодической таблицы Менделеева сказываются в пределах городской черты. По обводному каналу сточные воды у деревни Воронинская насосами закачиваются в озера, которые являются частью гидротехнического комплекса местной электростанции, первенца ленинского плана ГОЭЛРО. За счет воды из озера там охлаждается отработанный пар.

Но в озере в летний период купаются взрослые и дети. На летний сезон и выпадают вспышки разных заболеваний. На это в районе почему-то не реагируют. Секретная информация, понимаешь…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру