Трио контролеров

Тамерлан Алборов: «Самостроев в регионе станет меньше, а порядка — больше!»

24.11.2013 в 18:31, просмотров: 6844

В Подмосковье отмечается такой строительный бум, что порой создается впечатление: процесс этот пущен на самотек, строители, как говорится, гуляют сами по себе.

Но это далеко не так. В регионе весьма активно действуют разные надзорные организации, одна из них — Главный государственный строительный надзор Московской области. Он контролирует строительство, реконструкцию и капитальный ремонт буквально всех возводимых объектов на территории Подмосковья, а также отслеживает эксплуатацию объектов повышенной ответственности.

В канун 20-летия Главгосстройнадзора МО мы повстречались с исполняющим обязанности начальника Тамерланом АЛБОРОВЫМ.

Трио контролеров
Многоквартирный самострой в Видном — один из 300, которые подлежат сносу. Фото: Госстройнадзор МО

— Тамерлан Михайлович, известно, что Московская область по строительству жилья лидирует в России. А какова ситуация с качеством работ?

— Действительно, последние годы по темпам строящегося жилья наш регион опережает Санкт-Петербург, Москву и Краснодарский край. Соответственно, и количество поднадзорных Главгосстройнадзору области объектов растет: в 2011 г. их было 4078, в 2012-м чуть поменьше — 3956. Сегодня у нас под надзором находится 4513 объектов капстроительства, в том числе 1988 жилых домов. Только за 9 месяцев года мы приняли и подписали 3 млн 111 тыс. квадратных метров жилья, 112 тыс. кв.м детских садов, 81 тыс. «квадратов» школ. Но то ли еще будет! Ведь впереди конец года, по традиции это самое время для строительных авралов...

— Это все здорово. А как с качеством вводимых объектов?

— С начала года мы провели более 12 тысяч проверок капитального строительства и реконструкции объектов. Выявили 3,5 тысячи нарушений градостроительного законодательства, требований проектной документации и технических регламентов. Составлено 1837 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 260 миллионов рублей.

— Постойте, каждая третья проверка вскрывает нарушения в строительстве. Это много?

— Для российских строителей это нормальная ситуация. Тут нет никакой иронии. У нас в регионе работают достаточно квалифицированные кадры. Хотя бывает и так, что после проверки определенных объектов пропадает всякое желание еще раз встречаться с некоторыми «строителями». Думаешь: неужели в XXI веке можно так строить?

— Что вы имеете в виду?

— Если есть некие льготы по цене квадратного метра, то и качество оставляет желать много лучшего. Правда, таких «тяжелых» строительных компаний у нас в области всего раз-два и обчелся.

— Но вы можете и не принимать строительный тяп-ляп!

— Можем. Но они берут ситуацией: мол, строят дешевое жилье, для очередников, переселенцев и пр. В общем, не мытьем, так катаньем. Пытаемся их воспитывать, работа ведется. Не все, как говорится, сразу.

— Наши читатели утверждают, что сегодня дом-новостройку в эксплуатацию принимает не государственная комиссия, как в советское время, а сам застройщик. Это действительно так? Внесите ясность.

— До вступления в силу нового Градостроительного кодекса ввод объекта в эксплуатацию регламентировался региональными подзаконными актами. Новый кодекс изменил этот порядок, исключив приемку объектов государственными приемочными комиссиями.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 и приказом Минрегиона России в 2006 году ввод жилого дома в эксплуатацию осуществляется в тот момент, когда орган местного самоуправления выдает застройщику соответствующее разрешение.

Для этого застройщик должен представить девять документов — в том числе и заключение Главгосстройнадзора Московской области о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации.

Застройщик нередко допускает отступления от проекта, плохо организует входной контроль за строительными материалами, не выполняет некоторые мероприятия на строительной площадке.

Многие недостатки вполне можно исправить в процессе производства работ, они выявляются Главгосстройнадзором области, работы на объекте приостанавливаются до устранения дефектов.

Здесь необходимо отметить, что мы осуществляем свои полномочия на таком этапе строительства, когда уже достаточно сложно повлиять на содержание проектной документации. Полагаю, ведущая роль здесь отводится проектным и экспертным организациям.

Об этом хотелось бы сказать чуть подробнее. В последние годы в погоне за выгодой появилась тенденция отхода от мощных институтов, которые самостоятельно выполняли все разделы проекта. Сегодня типичная генпроектная организация представляет собой сравнительно небольшую группу инженеров-проектировщиков, способных разработать лишь часть разделов. А для остальных привлекает от 3 до 7 субподрядчиков. Что сильно сказывается на качестве строительных проектов. Такая ситуация типична и для негосударственной экспертизы.

Застройщики, получившие по демпинговой цене некачественное экспертное заключение, не могут обеспечить соблюдение требований регламентов и строительных правил. Экспертная организация должна иметь достаточное количество аттестованных инженеров-проектировщиков и экспертов. В частности, таким требованиям полностью отвечает ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», в котором работают более 100 высококвалифицированных специалистов.

— Каким образом Главгосстройнадзор МО воздействует на нерадивого застройщика? Какие у вас полномочия, штрафные санкции, арсенал наказаний?

— Что касается мер воздействия, то законодательство предоставляет нам достаточно широкий спектр возможностей для убеждения недобросовестных застройщиков: от административного штрафа до приостановления деятельности на срок до 90 суток. Практически не бывает, чтобы подрядчик игнорировал требования специалистов государственного строительного надзора. Полномочий и рычагов у нас хватает.

— Хочу спросить по штрафам: как наказываете — рублем?

— Как я уже говорил, за этот год наложено более 260 миллионов рублей штрафов. Это приличная сумма. Крупные санкции мы накладываем в тех случаях, если работы ведутся без разрешения. Здесь никакой пощады: от 500 тыс. руб. до миллиона. Предприниматели, которые не считаются ни со стройнадзором, ни с адмтехнадзором, ни с какими другими институтами, другой участи не заслуживают. Максимум, что можно сделать без разрешения на строительство, — подготовить площадку, поставить забор.

— Руки вам не выкручивают за штрафы? Ведь у инвестора всегда находятся высокие покровители…

— Такого не бывает. Мы подчиняемся только губернатору Андрею Юрьевичу Воробьеву, а его жесткая позиция в плане наведения порядка в строительном комплексе общеизвестна. К тому же заместитель председателя правительства региона Герман Вячеславович Елянюшкин нас всегда поддерживает, это даже не обсуждается.

— Наверняка ваше ведомство испытывает определенные проблемы. Может, следует ужесточить санкции или дополнительно принять еще какой-нибудь закон?

— Не всегда удается найти взаимопонимание с застройщиками в связи с ужесточением требований к качеству строительства и региональной градостроительной политике. Иногда приходится прибегать к судебным разбирательствам. Однако сейчас большинство застройщиков согласились с новыми «веяниями», понимают, что запросы подмосковных жителей возросли.

Главная наша проблема — это кадры, которые, как известно, решающее звено перестройки. Численность нашего главного управления с десятью территориальными отделами строительного надзора составляет 160 человек. На местах работает 97 инспекторов. Для Московской области это мизер, капля в море. На одного инспектора в среднем приходится по 46 объектов. Кстати, в Москве — 15–25 объектов. Но там компактный город, все рядом, метро и троллейбусы. А у нас за территориальными отделами по 200 км в одну сторону.

В 2009 году поднадзорных объектов у нас было около 3500, а штат составлял 200 специалистов. В нынешнем году у нас 4513 объектов, а штат — 160. Нужно учесть еще и то обстоятельство, что Подмосковье развивается и вширь, и вглубь, соответственно, количество поднадзорных объектов будет расти и дальше.

Мы обратились к правительству области с просьбой увеличить численность нашей службы на 50 человек. Получили предварительное разрешение на 30. Ждем окончательного решения. Для нас это сегодня самая острая проблема.

— В нашем регионе немало многоквартирных домов, которые всякие деятели строят на 6–10 сотках дачной земли. Каковы перспективы таких строений? Что необходимо знать приобретателю квартиры?

— В настоящее время подготовлен перечень самовольных строений на территории области, которые планируется снести. В нем около 114 объектов.

Среди лидеров по количеству самостроев можно назвать Одинцовский, Мытищинский, Истринский, Красногорский районы и Балашиху. Практически в любом районе Подмосковья есть такие объекты.

Из-за несовершенства законодательства обнаружить таких застройщиков мы можем только тогда, когда признаки нарушения становятся очевидными, то есть когда «дом» практически готов к заселению.

Что посоветовать покупателям? Чтобы застраховать себя от неприятностей, будущий владелец квартиры перед сделкой должен проверить разрешительную документацию, которая имеется у застройщика. И не обращать внимания на рекламные лозунги и обещания. Участок должен относиться к категории «земли населенных пунктов» и иметь вид разрешенного использования «жилищное строительство».

Но в каждом конкретном случае могут быть свои особенности. В общем, больше бдительности!

— Тамерлан Михайлович, сейчас много говорят о так называемом тройственном союзе между Главгосстройнадзором, Главадмтехнадзором и Мособлгосэкспертизой. Такое слияние интересов трех уважаемых ведомств Московской области наведет порядок на строительном рынке?

— Несколько месяцев назад мы заключили соглашение с Мособлэкспертизой и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области. Наша триада позволит более эффективно противостоять объектам, которые строятся в регионе без всякого разрешения и экспертиз.

Случается, что буквально в сотне метров от городской администрации в каком-нибудь мунобразовании эксплуатируется торговый центр, там стоят кассовые аппараты, высокая посещаемость… При всем этом объект строился без экспертизы, надзора, пожарной составляющей.

Если выяснится, что о возводимом объекте никто в нашем «тройственном союзе» ничего не знает, совместными усилиями будем останавливать самострой. Административно-техническая инспекция при выявлении таких «серых» стройплощадок на любой их стадии готовности будет согласовывать свои действия с нами. Надзорны ли они Главгосстройнадзору? И с облгосэкспертизой, которая дает заключение по проектной документации? Если это «партизанщина», разговор будет коротким.

— Значит, такие явления в нашей жизни будут полностью искореняться?

— Вряд ли полностью. Даже наши три ведомства не всесильны. Нам поднадзорны объекты с площадью не менее 1500 кв. метров. Все что меньше — уже не наше. Если бы мы отслеживали строения от 500 «квадратов», мы туда могли «входить», контролировать, принимать меры, не спрашивая разрешения прокуратуры… Однако пока что мы работаем в таких рамках.

Но порядка в любом случае станет больше!