В ЦДХ выставят эскизы «примы Русского Парижа»

В 35-м Антикварном салоне примут участие более 250-ти галерей

18.10.2013 в 12:24, просмотров: 3528

Юбилейный Антикварный салон обещает поразить масштабом — впервые выставка-ярмарка займет все без исключения этажи ЦДХ. На них зритель обнаружит произведения Исаака Левитана, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова — без классики на салоне никуда, тем более, что она, несмотря не на какие кризисы, не теряет в цене. А сюрпризом антикварного смотра обещает стать стенд галерее «Элизиум», которая представит произведения Наталии Гончаровой, знаменитой авангардистки, цены на картины которой взлетают с каждым днем все выше.

В ЦДХ выставят эскизы «примы Русского Парижа»
Оригинал фото на сайте Центрального дома художника

Юбилейный 35-й антикварный салон соберет коллекции больших и малых галерей: «Арт-союз», «Академия художеств», «Галантик», галерея Елены Зениной, Валентина Соляников и Русская антикварная галерея... В залах ЦДХ можно будет увидеть уникальную коллекцию ваз Императорского фарфорового завода, работы Карла Фаберже, Иосифа Маршака, Карла Болина, Ивана Хлебникова и Павла Овчинникова.

Отличится на салоне галерея «Элизиум»: она представляет работы «амазонки русского авангарда», одной из самых дорогих отечественных художниц ХХ века, Наталии Гончаровой, чья ретроспектива параллельно проходит в Третьяковской галерее. Ведь Работы Наталии Сергеевны продаются за миллионы на международных аукционах, рекордная цена на ее произведение — 6,43 миллиона фунтов стерлингов за картину «Испанка». Однако на салоне цены не такие заоблачные. Одна работа на бумаге — от 3-х до 5-ти тысяч «зеленых», а за большие полотна, вроде декораций для спектакля «На Борисфене» — от $15 000.

Изюминка коллекции «Элизиум» — эскиз гигантского панно «Лето» из американской коллекции. Его Гончарова написала для дома дирижера Сергея Кусевицкого по мотивам «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Не случайно выставку назвали «Наталья Гончарова — прима «Русского Парижа»»: «Русские сезоны» изменили ее судьбу. Выехав в Париж для работы с Дягилевым, она так и не смогла вернуться на родину. «Это огромный эскиз: два десять на метр десять. Выполнен он на бумаге, но для нас обладает поистине музейным значением, потому что такие вещи встречаются крайне редко», — уточняет директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова. Еще одна редкость — эскиз рекламного постера Гончаровой для издательства Якова Полоцкого. Издавать русские книги на французском и пересылать в Россию французские новинки он начал еще в 1910-х. Кроме того, его издательство было центром художественных встреч — манифест дадаистов был впервые озвучен именно у Полоцкого. Еще одна жемчужина коллекции «Элизиума» — эскизы декораций к спектаклю «На Борисфене» или «На Днепре», которые Гончарова создавала вместе с Михаилом Ларионовым.

Искусство отечественных авангардистов популярно не только у коллекционеров, но и в преступной среде. Так, в июне этого года в Германии была задержана крупная банду, плодившая десятки подделок, в том числе Натальи Гончаровой. Могли ли фальфаки просочиться и на Антикварный салон?

— Нет, - твердо отвечает директор «Элизиума». - Мы отвечаем за каждую работу финансово. Я сама вице-президент Общества антикваров и с такими вещами не работаю.

Традиционно Антикварный салон подготовил некоммерческий спецпроект — на этот раз это живопись «малых голландцев». Причиной такого выбора стал перекрестный год культуры России-Голландии. Однако москвичам уже выпадал случай видеть эти работы — примерно четверть из них в прошлом году показывали на выставке, приуроченной к 100-летию Пушкинского музея.

— Тогда задача была показать вкусы собирателя — в выставке участвовали коллекции Глазунова, Горяченко, Качарова. У нас идея другая — показать особую стилистику, мировоззрение, лучшие работы голландских мастеров «золотого века». Работ одного художника может быть в нашем проекте 10, другого — 2, но какие!

Некоторые произведения в России выставляются впервые, среди них картины Паулюса Поттера, Де Хоха, Яна ван Гойена. Насколько близки они российскому коллекционеру? И сделал ли перекрестный культурный год голландское искусство популярнее в России?

Интерес к Голландии в России был всегда, — говорит «МК» Вадим Садков. — Он возник еще во времена Петра Великого, тогда ведь большая часть зарубежной культуры была немецкая и голландская. Только при Екатерине стали привозить итальянскую живопись, флорентийцев... Но у нас в этом году интерес поддержали множеством выставок: «Голландский групповой портрет» в Пушкинском, вот теперь «Малые голландцы».

Антикварный салон откроется 19 октября и продлится до 27. Эксперты предполагают, что проблемы на салоне будут исключительно бытовые — у ЦДХ проблемы с парковкой. А на антикварном рынке, по словам Владимира Богданова, редактора портала ARTinvestment.ru, посвященного рынку русского искусства, ситуация спокойная. «Арт-рынок стабилен: бурного роста нет, а угрозами грядущего экономического кризиса коллекционеров уже не напугать».