Что может перенять Большая Москва у Большого Парижа?

«МК» ознакомился с французским опытом градостроительства

Большой Париж и Большая Москва были запущены почти одновременно – с незначительной разницей во времени. Два проекта имеют отчасти схожие цели, однако диаметрально противоположные методы реализации. Что могут перенять московские градостроители у своих французских коллег? Как оценивают перспективы Большой Москвы во Франции? Корреспондент «МК» решил разобраться в этих вопросах и рассказать о том, как развивается проект «Гран Пари» и один из крупнейших деловых кварталов в Европе – французский Дефанс.

«МК» ознакомился с французским опытом градостроительства
Парижский квартал Дефанс ночью.

300 миллиардов евро на 20 лет

Большой Париж (Grand Paris) - это градостроительный комплекс, который в будущем должен стать отдельной территориальной единицей – метрополией. Сейчас он включает 300 коммун, в том числе собственно французскую столицу и близлежащие пригороды. Почему возникла необходимость создания такого проекта?

За последние 70 лет произошел процесс, в ходе которого Париж расширял свой периметр на близлежащие пригороды. Однако только сейчас местные власти осознали, что подобная территория доставляет много проблем. Конечно, Париж имеет неплохую международную репутацию и хорошие удобства для жизни. Но «приросшие» пригороды обнажают слабые стороны. В них есть проблемы с транспортной сетью. Существует недостаток нового жилья, поэтому очень сильно повышаются цены. Возникает жесткий дисбаланс между благополучными пригородами и так называемыми «гетто», где проживает очень бедное население.

В начале XXI века французы постепенно начали предпринимать меры по благоустройству. В 2008 году тогдашний президент Николя Саркози выступил с инициативой построить 172 км новых линий быстрого автоматического метро, которое должно объединить между собой различные кластеры, окружающие Париж. Также был объявлен тендер на отбор тех архитектурных бюро, которые бы занимались бы благоустройством Большого Парижа. Эти инициативы получили реальное воплощение. В 2013 году возникли первые стройки по прокладке новых линий метро и по удлинению старых. Новые ветки должны быть сданы в эксплуатацию примерно через восемь лет, остальные будут строиться вплоть до 2030 года.

Что касается самого проекта, то он породил очень много концепций по развитию Парижа и в процессе изменил видение организаторов. В частности, они осознали, что нужно смотреть на Большой Париж как на целостную структуру, а не ограничивать его Парижем или регионом Иль-де-Франс (куда входит столица с пригородами). Чтобы собрать все идеи и предложения, в 2010 году было создано Международное ателье Большого Парижа (МАБП). «Эта структура является неким объединением ведущих умов, - рассказывает глава МАБП и глава проекта «Большой Париж» Бертран Лемуан, - которые должны продумать, в каком направлении развивать «Гран Пари». Мы - публично-правовая структура, которая одновременно зависит и от государства, и от парижского муниципалитета, и от региона Иль-де-Франс».

Размер инвестиций в проект Большой Париж отчасти совпадает с размером средств, которые вкладываются в Большую Москву. По признанию Бертрана Лемуана, французам потребуется примерно 300 млрд евро за 20 лет, в то время как на Большую Москву планируется потратить 350 млрд долларов за 15 лет.

Средства на французский проект идут из трех источников – это государство, региональные средства, а также долгосрочные займы, которые постепенно будут возмещаться. «Сам Иль-де-Франс генерирует ВВП размером 580 миллиардов евро в год, - рассказывает глава «Большого Парижа». - Если бы регион был независимой страной, она бы была на 17-й позиции в мире по этому ВВП – выше, чем Швейцария или Бельгия. Во Франции есть похожий с Россией феномен: есть очень крупные метрополии, в которых концентрируется экономическая деятельность, которая и производит ВВП. Вот почему жизненно необходимо стимулировать экономическое развитие этих зон».

Лемуан отмечает, что более сложная стройка касается нового жилья. Чтобы сбавить ценовое давление, было предложено повысить количество жилых единиц на рынке. Однако французские власти, в отличие от московских, отказались от идеи расширять дальше периметр метрополии. «Мы не будем пристраивать города в сорока километрах от Парижа, а попробуем застроить имеющуюся часть территории, - поясняет Бертран Лемуан. - Нужно строить так, чтобы было больше жилья. Есть несколько возможных решений. Остаются незастроенные территории, есть также возможность уплотнить существующие застройки. Можно уплотнить комплексы соцжилья, застроить излишне большие стоянки вокруг гипермаркетов или застроить часть промзон, пустырей и т.д. Может, в Москве больше таких территорий, но они имеются и у нас. Нам нужно строить около 70 тысяч единиц жилья в год (это примерно 4 млн кв метров в год – «МК»). Мы хотим сформировать большое предложение, чтобы сделать рынок жилья более гибким. Также нужно сопровождать демографические изменения, происходящие в обществе. Дело в том, что продолжительность жизни во Франции постоянно растет. Также в стране наблюдается большой уровень разводов, а когда семья разводится, уже необходимо две единицы жилья».

Правда, у Большого Парижа есть и серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, что такие проекты – это мозаика разных инициатив. Большой Париж состоит из 300 коммун, в каждой из которых есть свой мэр. А французское государство не имеет полномочий по принятию глобального решения. С 1982 года во Франции территориальные единицы – полностью автономны в принятии решения по благоустройству собственной территории. «Если мэр какой-то коммуны говорит, что если он не хочет строить что-то, то это заблокирует весь процесс, - отмечает Бертран Лемуан. – И задачи, которые мы поставили, не будут выполнены. Вот для чего нужна надкоммунальная структура, которая будет определять стратегии по благоустройству территории. Сейчас в парламенте обсуждается инициатива, которая создала бы метрополию, куда бы вошел Париж и близлежащие департаменты. Всего под это понятие попадут 6,5 млн жителей, включая так называемый «маленький Париж». Это не заменит мэров коммун, но создаст некую структуру, которая позволит принимать решение коллегиально».

Глава проекта «Большой Париж» высказал свое мнение и по поводу московских методов развития агломерации. «Московская модель очень удобна в использовании, - признается Бертран Лемуан, - есть единая, центральная структура, которая думает за всех. У Москвы есть такая возможность – давать импульс к благоустройству территорий в том направлении, которое считается нужным. Но в то же время можно найти уровень поменьше, то есть делегировать часть работы на более мелкие территориальные подразделения. Сейчас удобство московской модели в том, что некий мыслящий орган принимает решение по градостроительной политике на много лет и никто ее не оспорит. Мы можем дать Большой Москве опыт, который мы накопили в рамках Большого Парижа. В то же время мы сами учимся, изучая московский опыт. Некоторые проблемы в Москве намного эффективнее решаются, чем во Франции. Может, и нам кое-что нужно у себя подправить».

Первый этап развития Большого Парижа, после которого можно получить какие-то значимые результаты, должен продлиться 15 лет. Однако это не значит, что через 15 лет проект будет завершен – создатели проекта надеются на новые инициативы. Кроме того, как признается глава проекта Бертран Лемуан, необходимо продумать генеральную схему благоустройства всего региона. В конце этого года ее должны утвердить на ближайшие 15 лет. Почему именно на это время? «Просто французы считают, что невозможно все четко утвердить на 30 лет вперед, - говорит Лемуан. -Тем более, через 50 лет наше видение может измениться».

Большой Париж (Grand Paris)

Большой Париж (Grand Paris)

Смотрите фотогалерею по теме

Деловой квартал Дефанс

Территория делового квартала Дефанс (La Defence) располагается к северо-западу от Парижа. Если заглянуть в историю, то можно узнать, что через эту местность пролегал путь французских королей, которые ехали из центра столицы в резиденцию, находящуюся в городе Сен-Жермен-ан-Ле. А в середине двадцатого века на месте нынешнего делового района можно было увидеть множество заводов, неподалеку от которых располагались временные жилища для рабочих. Именно «индустриальная» жизнь этого места стала поводом для преобразования его в деловой центр.

Инициатива принадлежала генералу Шарлю де Голлю, который решил сделать из Дефанс первый деловой квартал в Европе. Реализация проекта началась уже в 1958 году. Сейчас территория квартала, составляющая около 180 гектаров, почти полностью застроена. Остаются только вопросы с реконструкцией некоторых зданий, «срок годности» которых подошел к концу. «Одно здание рассчитано на 40 лет эксплуатации, - рассказывает Стефан де Фай - замгендиректора госпредприятия EPADESA, которое занимается благоустройством района. - Если мы не будем реконструировать 100 тысяч квадратных метров офисных площадей в год, то квартал довольно быстро придет в упадок».

Крупные предприятия занимают 90 процентов территории квартала: в частности, в Дефанс находится 4 млн кв метров офисных помещений. Здесь работают около 180 тысяч человек, причем 20 тысяч из них действительно живут в этом районе. Нужно заметить, что остальные работники предприятий, расположенных в Дефанс, приезжают туда, в основном, не на автомобилях, а на общественном транспорте, поэтому в районе – не так много машин и, соответственно, углекислого газа. Что касается времени в дороге, то до Дефанс можно добраться из любой точки парижского региона не более, чем за 45 минут.

Дефанс очень часто называют музеем современной архитектуры. Может быть, отчасти потому, что его структурная схема довольно сложна: этот квартал фактически состоит из нескольких уровней. Под землей проходят сети общественного транспорта и некоторые автомагистрали. Чуть выше расположены подземные стоянки для машин, над которыми уже располагается пешеходная часть. О том, что здесь можно увидеть очень много небоскребов, не стоит и говорить. Кстати, сейчас компания Epadesa занимается строительством в Дефанс высотных зданий для жилья. Для Парижа этот проект уникален, если учитывать, что столица Франции – это единственный город в Европе, не имеющий жилых высоток.

Этот деловой квартал довольно динамично развивается и привлекает все больше арендаторов. Это можно проиллюстрировать таким примером: последняя высотка, сданная в эксплуатацию, была полностью арендована разными компаниями чуть меньше, чем за год. Сейчас в Дефанс идет строительство спортивного комплекса на 40 тысяч мест, который обещает быть самым крупным крытым строением такого типа во Франции. Также сейчас в квартале идет расширение транспортной системы и строительство общежитий (помимо компаний, в Дефанс находятся и некоторые учебные заведения, в которых обучаются 40 тысяч студентов).

Нужно отметить, что большая часть территории в Дефанс раньше принадлежала государству, однако впоследствии оно отдало ее в распоряжение компании Epadesa. Также эта организация получила земли благодаря экспроприации. «Мы запустили эту операцию в 50-е годы, - рассказывает Стефан де Фай, - и в первые годы мы скупали участки, которые были необходимы для проекта. Вопрос контроля земельных угодий – это один из самых важных. По крайней мере, он позволяет автономно разрешать проблемы и гарантировать баланс проекта Дефанс».

Уже 55 лет (с 1958 года) Дефанс развивается по достаточно успешной экономической модели, благодаря которой «девелоперы» только пять раз получали субсидии от государства - в 1958, 1959, 1960, 1973 и в 1999 гг. При этом единственный ресурс, который дает жизнь Дефанс, – это продажа и аренда участков. Причем, компания, которая желает приобрести землю под небоскреб, покупает не землю, а объем самого здания. «Мы продаем территорию под объем здания, - комментирует Стефан де Фай, - то есть если через сорок лет это здание снесут, то мы сможем продать ту часть, которая будет выше. А если владелец решит достроить пару этажей, то ему придется докупить объем».

Многим, наверное, придет в голову сравнить французский деловой квартал с Москвой-сити, однако это не совсем правильно. Как признается замгендиректора госпредприятия EPADESA, оба проекта похожи только по своей философии: они могут существовать только при хорошей транспортной системе. Дефанс можно сопоставить, например, с лондонскими кварталами - Canary Wharf, если забыть, что он в четыре раза меньше, и с City. Правда, нужно учесть, что британские кварталы, в отличие от Дефанс, ориентированы на узкие сектора экономики, а поэтому они больше пострадали от экономического кризиса, разразившегося несколько лет назад. Других примеров для сравнения, как отмечает Стефан де Фай, в Европе попросту нет.

Париж – Москва.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26381 от 11 ноября 2013

Заголовок в газете: Большая Москва как Большои Париж?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру