Самоучитель игры на новом кодексе

 
ВАШ АВТОМОБИЛЬ ДОСМАТРИВАЮТ...

     Всеобщему досмотру автомобилей мы обязаны чеченской войне и терактам в США: забираясь с головой в багажники автомобилей, сотрудники милиции жаждут обнаружить в центре столицы Шамиля Басаева, а если повезет, то и Усаму бен Ладена.
     И если для государства досмотр — дело исключительно с политической подоплекой, то для государевых служащих — сотрудников ДПС — с экономической: даже абсолютно безупречные водительские документы (особенно у большегрузов и дальнобойщиков) нередко “почему-то” вызывают у инспекторов сомнение в подлинности, что возбуждает у водителей страстное желание поделиться товаром — ящиком пива, коробкой с пирожными или пачкой макарон.
     Между тем действующее законодательство предусмотрело целый ряд процессуальных норм, соблюдение которых помогает избежать милицейских провокаций.
     В соответствии с Законом РФ “О милиции” и статьями 27.2, 27.3 нового кодекса ознакомиться с содержимым багажника вашего автомобиля и ваших личных вещей вправе любой сотрудник правоохранительных органов. Однако, как гласит часть 1 статьи 27.9 КоАП РФ, досмотр, то есть обследование транспортного средства, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения и проводится без нарушения конструктивной целостности автомобиля. Таким образом, досмотр не обыск и, стало быть, разбирать двигатель, вспарывать обшивку сидений и разбортировать колеса сотрудникам милиции права не дано.
     В новом кодексе авторы статьи в попытке наконец-таки дать конкретное определение понятию “досмотр” вложили в него “новый” смысл — обследование. Но опять оплошали: словарь русского языка Ожегова понятие “обследование” раскрывает как “осмотр”. И, таким образом, запутались окончательно, поскольку вышло, что досмотр — это… осмотр.
     Опираясь на нормы русского языка, мы вправе понимать досмотр транспортных средств исключительно как осмотр, то есть визуальное (что называется, “без рук”) знакомство с содержимым вашего автомобиля. И должны сделать единственный вывод: досмотр не дает право сотруднику милиции прикасаться к вашим вещам.
     Для досмотра, кроме того, необходим чрезвычайно веский повод. В соответствии с Законом РФ “О милиции” таковыми, в частности, могут быть: оперативная информация о том, что вы (или похожий на вас преступник) ограбили банк, взорвали Большой Каменный мост, везете на дело террористов, гранатомет “Муха”, бежавшего из тюрьмы рецидивиста, установили без соответствующего разрешения специальный звуковой сигнал или незарегистрированную радиостанцию, равно как если на залитом кровью сиденье автомобиля у вас замечена принадлежащая явно не вам инкассаторская сумка.
     Таким образом, никакой массовый досмотр всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции “Вихрь” или “Завихрение” по федеральному закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения в городе чрезвычайного или военного положения.
     Если старый кодекс позволял (по причине двусмысленно прописанного порядка действий) пренебрегать понятыми (чем всегда с удовольствием пользовались сотрудники ДПС — кому нужны свидетели?), то новый кодекс частью 2 статьи 27.9 предъявил в качестве обязательного условия — присутствие при досмотре двух понятых. (Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники милиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, да и просто пешеходы.) Стало быть, попытку сотрудника ДПС заглянуть в багажник или салон вашего автомобиля в одиночку следует пресекать законным способом: “Уважаемый инспектор! Вы нарушаете действующее законодательство, поскольку не привлекли понятых. И я не уверен, что после вашего проникновения в автомобиль у меня под сиденьем не окажутся патроны или наркотики”.
     Кстати, даже если подобные предметы (принадлежащие вам) действительно будут у вас найдены, уголовное дело в отношении вас скорее всего развалится уже на первом заседании суда, ведь патроны или наркотики, обнаруженные и изъятые в отсутствие понятых (то есть с нарушением процессуальных норм), как доказательства вашей виновности не будут иметь юридической силы.
     Еще одним обязательным условием досмотра часть 5 статьи 27.5 кодекса предусмотрела составление протокола, в котором должны быть отражены данные о сотруднике милиции, место и время досмотра, тип и марка автомобиля, опись обнаруженных вещей и внесены подписи понятых. Эта же статья кодекса обязывает сотрудников милиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Но позволяет залезать в автомобиль и без вас в случаях, не терпящих отлагательства, — если, скажем, из вашего автомобиля раздается тиканье часового механизма, а под сиденьем покоится самодельная бомба.
     Действующее законодательство возлагает при досмотре целый ряд обязательств на сотрудников милиции и никаких обязательств не возлагает на вас: закон не требует от вас передавать сотруднику милиции ключи от автомобиля, открывать багажник, поднимать капот, собственноручно опорожнять свои карманы, чемоданы, сумки и демонстрировать все извлеченное наружу, иначе говоря — досматривать самого себя и устраивать бесплатный стриптиз. Досмотр проводит исключительно тот, кто в нем заинтересован. Поэтому при досмотре целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать процедуре, даже если она проводится с нарушением процессуальных норм — без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. Но весьма полезно привлечь к делу свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов): если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника милиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством милицейского произвола…

ВАС ВЫЗВАЛИ В ГИБДД

     Если в протоколе вы собственноручно выражаете свое несогласие с обвинением, если совершенное вами нарушение подпадает под статью о лишении права управления или же когда на дороге невозможно установить вину одного из участников ДТП, дело обязана рассматривать группа административной практики ГИБДД, именуемая в просторечии “группой разбора”.
     Понятно, что являться на разбор правонарушения, грозящего штрафом в 50 рублей, дабы пару часов просидеть в очереди, нецелесообразно. Но всегда необходимо присутствовать на рассмотрении дел по нарушениям, которые чреваты лишением права управления или возмещением ущерба, причиненного в результате ДТП. Но и то — если вас пригласили на рассмотрение надлежащим образом — под роспись. При отсутствии вашей подписи в протоколе под “приглашением” в ГИБДД или в корешке уведомления о получении вами заказного письма с приглашением сотрудники ГИБДД в соответствии со статьей 25.1 нового кодекса не вправе будут решать вашу судьбу заочно. И решение, вынесенное в отношении вас заочно при ненадлежащем уведомлении, не будет иметь юридической силы.
     В “группах разбора” более-менее серьезно рассматриваются дела лишь по грубым правонарушениям. Мелкие же нарушения рассматриваются на потоке. Именно поэтому группы административной практики давно уже превратились в пункты приема квитанций об оплате штрафа. На дверях некоторых из них даже висят объявления “Входить только с оплаченной квитанцией!”. Конвейер по наложению штрафов поддерживают в рабочем режиме сотрудники ГИБДД, как правило, не имеющие юридического образования и потому избегающие контактов с мало-мальски грамотными защитниками. Как показывает практика, в присутствии таковых дела рассматриваются быстро и объективно. И нередко — даже в пользу виновного. Учитывая, что новый КоАП избавил нас от необходимости искать юриста с дипломом или адвоката с ордером и тратить на них деньги, порой несоизмеримые со штрафом, выступать в качестве вашего защитника в соответствии со статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ может любой, кто лучше вас разобрался в новом кодексе.
     Если у вас нет возможности привлечь к участию в деле защитника, вы можете в соответствии со статьей 24.4 кодекса заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела. Такое ходатайство инспектор не вправе будет отклонить, иначе он лишит вас конституционного права на получение юридической помощи. И пусть вас не пугают провокационные намеки сотрудников групп административной практики типа: “Если вы невиновны, защитник вам ни к чему! А если вы требуете защитника, значит, сами признаете свою вину”. Тезис о том, что участие в деле адвоката есть косвенное признание вами своей вины, абсурден не только с правовой точки зрения, но и с морально-нравственной, ибо ни признание гражданином своей вины, ни участие в его деле защитника не являются по действующему законодательству доказательством виновности.
     Помните, что в процессе рассмотрения вашего дела вы как лицо, привлекаемое к ответственности, имеете право не только менять свои показания, но и вовсе отказаться их давать. Как гласит статья 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против самого себя. Однако если же вы и ваш защитник решили-таки поспорить, прежде всего ознакомьтесь с материалами вашего дела, то есть с содержимым заведенной на вас папочки. Такое право вам дает статья 25.1 нового кодекса. Пользоваться им следует всегда, ведь чем больше у вас будет информации по делу, тем больше шансов обнаружить в нем допущенные сотрудниками ГИБДД ошибки или, например, разногласия в свидетельских показаниях, а стало быть, поставить под сомнение и все дело. Нередко сотрудники ГИБДД отказываются знакомить со всем делом и скрывают рапорты инспекторов ДПС, мотивируя тем, что рапорт — это исключительно их внутренний, служебный документ. Важно помнить, что материалами дела являются любые документы, приобщенные к делу. Если же вам отказывают предоставить для ознакомления рапорт инспектора ДПС, значит, в деле он отсутствует и не может быть положен в основу обвинения.
     Рассматривая правонарушение, должностные лица в ГИБДД иногда заявляют, что они верят своему инспектору больше, чем водителю. Следует заявить начальнику, что методику “верю — не верю” он может применять исключительно в отношениях со своей секретаршей. В вашем же случае он обязан придерживаться главного принципа административного производства: вина не доказана, значит — невиновен! И доказывать ее он обязан, придерживаясь статьи 1.5 нового кодекса, которая провозгласила презумпцию невиновности, а не личных симпатий.
     Если в “группе разбора” вам предъявят дюжину протоколов, составленных на вас за нарушение ПДД, и вознамерятся по каждому из них вынести свое решение, то есть поставить вас на тринадцать штрафов, помните, что это будет грубейшим нарушением статьи 4.4 нового кодекса. Ведь если вы совершили несколько правонарушений, рассматривать которые будет один и тот же отдел ГИБДД, наказывать вас можно в пределах только одной санкции. Кодекс, правда, не говорит, в пределах какой именно: более суровой или менее? Но, учитывая уголовно-процессуальную практику (поглощение меньшего наказания большим) и потребность госбюджета, следует предположить, что в пределах наибольшей. Таким же “правилом поглощения”, кстати, обязан будет руководствоваться и инспектор ДПС, который остановит вас сразу за целый набор правонарушений: наказать вас штрафом он сможет лишь за самое “дорогостоящее” нарушение.
     Если же совершенное вами правонарушение в стенах ГИБДД будет доказано полно и всесторонне и наказания, стало быть, вам не избежать, помните, что статьей 4.2 предусмотрен целый набор индульгенций, отпускающих ваши грехи. Смягчить наказание поможет ваше искреннее раскаяние (типа “бес попутал, начальник!” с гарантией “век воли не видать!”) или сильное душевное волнение в момент совершения правонарушения (придется доказывать, что пережили тяжелый стресс, когда последняя любовница хлопнула дверью вашего автомобиля). В то же время вас уже почти ничто не спасет, если на разборе выяснится наличие отягчающих обстоятельств, как-то: повторное в течение года совершение однородного нарушения или же нарушение ПДД в состоянии опьянения.
     Имейте в виду, что если ваше дело затерялось в пыльных шкафах ГИБДД или покончило с собой в руках уборщицы, то по прошествии двух месяцев, как гласит статья 4.5 нового кодекса, решать вашу участь уже не может никто, ибо на 61-й день истекает срок привлечения к ответственности. Однако если вы, будучи жителем Москвы, находясь у тещи в Челябинске, нарвались на местного инспектора ДПС и уговорили его направить протокол для принятия решения в столичную ГИБДД, двухмесячный срок на вынесение вам “приговора” в Москве начнет проистекать со дня получения документов из Челябинска.
     Пожмем руку авторам кодекса: они отобрали у гаишных начальников право заставлять нас ходить пешком. В соответствии со статьей 3.8 лишать права управления (на срок не более двух лет) может исключительно судья. Таким образом, если вы совершили грубое правонарушение (в пьяном угаре сбивали столбы, норовили проскочить под закрывающийся шлагбаум, не стесняясь двигались по встречной полосе и т.п.) и над вами нависла реальная угроза лишиться права управления, в “группе разбора” ГИБДД будет решаться принципиальный вопрос: наказать вас штрафом или же отдать на откуп суду, который вправе и лишать, и штрафовать. Благодаря этому отныне ваши шансы не стать пешеходом увеличились ровно вдвое: не сумев разжалобить ГИБДД, вы, может быть, сумеете задеть слабую струнку судьи.
    
     Продолжение в следующих выпусках “Автосалуна”.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру