КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ “БРИГАДЫ”

Личность “главного каскадера страны” — объект многочисленных слухов. Возможно, причиной тому немногословность Александра Иншакова. Наверное, в силу своей профессии этот человек привык больше делать, нежели говорить.

Его имя долгое время появлялось в титрах приключенческих картин, а в качестве актера, продюсера и режиссера он ворвался в кинематограф несколько лет назад. Сегодня за его плечами “Крестоносец”, “Крысиный угол”, “Рыцарский роман”, сериал “Бригада”, вызвавший настоящий фурор среди киноманов...

В самом начале нашей беседы Александр Иванович сделал неожиданное заявление Оказывается, он с коллегами недавно решил, что у знаменитой “Бригады” будет продолжение. Сегодня Иншаков не готов говорить о проекте подробно, но при этом уверяет, что принципиально вопрос можно считать решенным. Практически, говорит Александр Иванович, работа над “Бригадой-2” уже началась.

— Да уж, с “Бригадой” вы произвели нестоящий фурор!

— Замысел сериала мы вынашивали давно...

— Насколько давно?

— Да, наверное, с тех пор, как посмотрели “Однажды в Америке”. На самом деле я долгое время не знал, как претворить эту идею в жизнь. До тех пор пока не встретился с Алексеем Сидоровым, режиссером и автором сценария картины. Нас познакомил бывший генеральный директор Ассоциации каскадеров России Анатолий Сивушов. Он сказал, что Алексей недавно окончил ВГИК, хочет работать. Мы попробовали с Сидоровым поработать вместе на “Рыцарском романе”. Увидели, парень нормальный, все понимает...

Так на базе Ассоциации каскадеров была создана компания “Аватар-фильм”. Бюджет “Бригады” составил около трех миллионов долларов. Съемки проходили в Москве и Дубне. Работали споро, весело... Каких-то глобальных проблем на съемках не было. Трюки?.. Был неприятный момент, когда Владимир Вдовиченков, который играл Фила, повредил руку во время боя на мечах. За него потом работал Валера Деркач — наш постановщик трюков.

— Не задумывались, почему сериал получился столь успешным?

— Успех сериала — это заслуга и звездный час прежде всего нашего режиссера.

— У “Бригады” много поклонников...

— Да. Создаются фан-клубы, в Интернете, я сам видел, творится полное сумасшествие, девчонки влюбляются в главных героев, самих актеров везде хорошо принимают.

— Страна идеализирует бандитов. По-вашему, это нормально?

— Поверьте, мы намеренно не показывали весь негатив в этой истории, его и так хватает по телевизору. Лично я причин для подражаний не вижу. Нас сейчас обвиняют, что мы, дескать, облагораживали бандитов и рэкетиров.

Да, о чем вы?! Они все кончили несладко — потеряли друзей, семьи. Что ж в этом хорошего?!

Посмотрев этот фильм, вы никогда не захотите встать на их место. На самом деле мы показали обычную нашу жизнь. Мы общаемся с разными людьми и только потом, задним числом, узнаем, что это преступник, враг, шпион, который продал родину или ограбил ее на десять миллиардов. А вчера мы их видели, допустим, по телевизору, они говорили красивые и умные слова, и нам нравились.

— Молва гласит, что деньги на сериал отстегнули из общака реальные бандиты...

— Глупо доверять молве. Не забывайте, картина ставилась по заказу РТР, при содействии генпродюсера канала Валерия Тодоровского. Фильм делали профессиональные актеры и каскадеры. Все, больше ничего добавить не могу.

— Вы сказали, что Владимир Вдовиченков получил травму на съемках. То есть актеры самостоятельно выполняли опасные трюки?

— Актеры должны делать то, что они могут. Если существует малейшая вероятность травмы, на площадку выходит профессиональный каскадер. Я, как постановщик трюков, никогда не разрешу делать то, что человек не умеет. Любая травма грозит остановкой картины. И меня, между прочим, тоже дублировали на съемках. В том же “Крестоносце”, например. Если я там хотя бы нос случайно разбил, то съемки моментально бы приостановились. С финансовой точки зрения это просто невозможно.

Помню, как на съемках “Крысиного угла” мы с моим партнером отрабатывали каскадное падение с крыши на крышу. Отработали два дубля, а во время третьего падения партнер меня “накрыл” и я повредил голеностопный сустав.

В результате оставшиеся съемки я провел практически на одной ноге. Картина из-за этого много потеряла.

Так что актеры могут просто принять участие в драке, проехать верхом на лошади, на машине, но не должны выполнять сложные трюки.

— Расскажите, как стали каскадером...

— Я профессионально занимался разными видами спорта — гимнастика, дзюдо, самбо, карате. Это было еще во времена Советского Союза, стипендии не хватало, многие молодые спортсмены подрабатывали, в частности, на киностудии “Мосфильм”. Просили где-то пробежаться в кадре, кувыркнуться, устроить массовую драку.

Опыт работы в кино у меня был на втором, третьем плане. Так бы, наверное, все и прошло незаметно, если бы мой друг Алексей Штурмин, известный человек в мире карате, не попросил меня помочь его товарищу на съемках фильма “Санта-Эсперанса”. Это был примерно 1976 год.

Я скептически к кино относился, серьезно был занят спортом, но... Потом мне предложили принять участие в очередной работе режиссера Михаила Туманишвили “Ответный ход”. Фильм посвящен воздушно-десантным войскам, в нем играли известные актеры — Анатолий Кузнецов, Борис Галкин, Михай Волонтир. Я работал вместе со своими ребятами, и большая интересная работа неожиданно меня захватила. Я вдруг увидел в профессии постановщика трюков творческий момент, не только “подай, пробеги, принеси”. Именно поэтому я считаю картину “Ответный ход” стартовой в своей карьере.

— Какой вид спорта для вас остается основным, профильным?

— Единоборства. Каждый день тренируюсь с ребятами в спортзале по три-четыре часа. Отрабатываю ту технику, которую считаю необходимой, — боевое самбо. С 95-го года мы стали проводить чемпионаты по боям без правил, именно на базе боевого самбо. Название “Бои без правил” было придумано только для привлечения зрительского внимания.

— А как же гонения на карате в советские времена? Обошли стороной?

— Мы попали под пресс примерно в 82-м году, но меня это почти не затронуло. Карате я занимаюсь давно, причем не просто спортивным, а боевым, которое дает необходимую технику именно при полном контакте с противником. У меня черный пояс, пятый дан. Пару лет назад по приглашению японской Федерации карате ездил в Японию. Меня встречал один из старейших мастеров карате господин Эригучи (девятый дан). Потом его правая рука — господин Сигиура вручал мне пятый дан уже в Москве.

— В скольких картинах вы участвовали?

— Да уж в общей сложности у меня картин 150 за плечами. Смешно! На экраны вышел “Крестоносец”, и я вдруг стал популярен. До “Крестоносца”, “на секундочку”, были такие ленты, как “Человек с бульвара капуцинов”, “Тегеран-43”.

— Сколько лет существует Ассоциация каскадеров России?

— Президентом ассоциации меня выбрали в 91-м году. Тогда же реально появился свой штат.

— Большой? Сколько человек?

— Реально постоянно работают не более сорока каскадеров. Все профессионалы, мастера спорта.

— Всего сорок человек? Так мало?..

— К нам приходило много спортсменов, но большинство надолго не задерживались. Люди не выдерживали и уходили. Работа трудная, тяжелая, не приносит материального благосостояния, люди находятся в постоянном поиске заработка.

У нас остаются только ребята, которые действительно “болеют” каскадерской профессией. Ведь многому надо научиться. Надо осваивать верховую езду, работу с пиротехникой, оружием, авто-, мото-, высотное дело, единоборства и т.д. При этом настоящая школа каскадеров начинается на съемочной площадке. Мы и через тяжелые травмы проходили, но, слава Богу, за 12 лет все живы-здоровы.

Наши каскадеры работают и на Западе. Например, Виктор Иванов. А от них к нам приезжал в гости президент американской Ассоциации каскадеров Дик Зайкерд.

— И как вам западные трюкачи?

— Нормально. Такие же одержимые ребята, только зарабатывают больше.

— Существует альтернатива Ассоциации каскадеров?

— Альтернативы я не вижу, хотя часто звучит название группы “Мастер”. Но эти ребята занимаются, скорее, своими проблемами. Недалеко от “Мосфильма” они выстроили крепостной замок, где и собираются. Мы даже помогали им делать первый трюковой фестиваль, но потом я понял, что мозги у них немного набекрень, отбиты. Громко называют себя каскадерами, но до профессионалов им еще очень далеко. Разбежаться и грохнуться головой о стенку — только полдела.

Выясняются еще нехорошие дела. Ребята там пьют, курят, не исключаю присутствие наркотиков. Ко мне не раз приходили люди и говорили: “Твои каскадеры девочку изнасиловали”. Начинаю выяснять, оказывается, группа “Мастер” гуляет вовсю.

— Как любит отдыхать “главный каскадер страны”? Чем увлекается?

— Люблю животных. У меня три собаки: азиатская овчарка-волкодав и два мастифа. Еще люблю верховую езду, подводное плавание, большой теннис, горные лыжи, бильярд, боулинг.

— Говорят, в вашем загородном доме в специально приспособленном ангаре проходят бои бойцовых собак.

— Нет. Я против таких затей. Хотя действительно некоторым породам собак необходим выплеск агрессивной и мышечной энергии, но это можно делать и другими методами без ущерба для животных.

Например, на Кавказе или в Средней Азии крупные собаки должны пробовать свои силы в поединках для того, чтобы давать умелый отпор волкам, хищникам. Они и предназначены для охраны отар или для сторожевой службы.

— Что характеризует бизнесмена Иншакова?

— У меня были рестораны, создавал клубы, есть стоматологическая клиника, которую мы открыли вместе с Макаревичем и Ярмольником. Что еще? Устраиваю соревнования и выставки. Уже на четвертой кинокартине выступаю генеральным продюсером.

Откровенно говоря, хотел бы создать что-то вроде ежегодной специальной кинопремии для каскадеров. Ее аналог уже есть в Голливуде.

— Так в чем же проблема? Создавайте!

— Мне кажется, к решению этого вопроса должна подключиться Служба кинематографии. Увы, не все в этой жизни зависит только от меня...




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру