Звон по Христу

Царь-колокол попробуют отлить заново

Буквально через несколько часов Москву затопит половодьем. Половодьем колокольных звонов. Звоны начнутся в храмах во время полуночного пасхального крестного хода, продолжатся за утренней службой, а потом — по старой традиции — колокола станут петь всю Светлую неделю. Но и это будет лишь началом грандиозного праздника — 6-го Московского фестиваля колокольных звонов. Накануне торжеств репортеры “МК” отправились в гости к “главному звонарю всея Руси”, председателю Общества церковных звонарей Игорю Коновалову .


— А можно я звонькну? — маленькая русоголовая девчушка осторожно, будто он стеклянный, взяла в руку шнурок, подвязанный к языку колокола. Потянула на себя… И еще раз… Ребенок явно был на грани разочарования: звук “не включался”. Однако трудовое рвение в конце концов увенчалось успехом — бронзовый тюльпан ожил, наполнив все пространство вокруг себя неожиданно громким звоном.

Весь наш разговор с Игорем Васильевичем происходил на фоне колокольных сполохов, периодически накрывавших всю деревянную колокольню, стоящую посреди измайловского “кремля”. Однако Коновалов и его помощники к таким неожиданным порциям децибел относятся совершенно спокойно:

— Пусть пробуют — и взрослые, и малыши. Глядишь, кто-то из посетителей “заразится” колокольной музыкой.

— Игорь Васильевич, в чем отличительная особенность начинающегося московского фестиваля?

— Впервые он будет продолжаться более месяца. К нам приедут не меньше 50 звонарей из разных городов бывшего Советского Союза. “Концерты” будут проводиться в разное время на 56 столичных колокольнях. В итоге получится такая “Светлая седмица”, растянувшаяся на несколько недель: она начнется в ночь с 7 на 8 апреля Великим пасхальным звоном на храме Христа Спасителя, а закончится викториальным колокольным звоном в День Победы, 9 мая, когда будут звучать разом колокольни всех церквей Центрального округа столицы. В этом году в программе фестиваля предполагается задействовать и несколько “периферийных” храмов, имеющих хорошие подборы колоколов: церковь Ризоположения в Леонове (у метро “ВДНХ”), церковь Троицы в Останкино, Влахернской Богоматери в Кузьминках… Во всех этих местах москвичи смогут услышать уникальные звоны, привезенные исполнителями из своих родных краев и в Москве дотоле не звучавшие.

— Как обстоят дела с московскими “малиновыми звонами”?

— “Колокололизация” Первопрестольной идет хорошими темпами. В городе сейчас насчитывается уже более 300 церквей, располагающих собственным звоном. Среди “новичков” можно выделить храм Сергия Радонежского в Крапивниках, где звон возглавляет большой колокол весом свыше 100 пудов. А совсем недавно, в январе 2007-го, подняли большой подбор колоколов на древнейшую церковь Священномученика Антипы, расположенную возле Пушкинского музея.

Из числа выдающихся подборов старых колоколов, сохранившихся в Москве, нужно отметить в первую очередь Кремль, Новодевичий монастырь, Елоховский собор… Хотя вот его-то “родные” колокола не уцелели. Некоторое время собор, продолжая быть действующим, стоял “без звона”, и лишь в 1950—1960-е гг. туда перевезли из других мест колокола дореволюционной отливки, собрав из них ныне звучащий “ансамбль”…

— Случаются ли неудачи у современных колокольных дел мастеров?

— Была целая эпопея на одном из машиностроительных заводов Москвы, когда из Грузии туда пришел заказ на огромный 10-тонный колокол. При отливке на внешней стороне получилась небольшая каверночка. Грузины сразу озаботились: это что такое? Брак? Они так прижали своими придирками заводчан, что те вызвали нас в качестве экспертов. Пришлось объяснять заказчикам: в старых колоколах таких каверн — множество, и на качество звучания они не влияют. Общими усилиями смогли убедить представителей солнечной республики…

— В Кремле на Пасху звонить будете?

— Конечно. 9 апреля, в Светлый понедельник, в Успенском соборе будет служить Патриарх, а потом состоится крестный ход, который сопровождается колокольным звоном. Главная кремлевская звонница уже отреставрирована, поэтому на сей раз мы задействуем практически все колокола на ней и на колокольне Ивана Великого. Только в самый тяжелый — Большой Успенский, весом в 65 тонн, — звонить не будем: есть у нас некоторые опасения насчет подвески его 2-тонного языка. А все остальные “в строю” — в том числе и знаменитый Реут-Ревун, весящий 32 тонны.

— Сколько же звонарей требуется, чтобы кремлевский “бронзовый хор” зазвучал во всей своей красоте?

— Только на Большой Успенский нужно ставить 6—7 человек. На Реут — еще двоих… А всего в бригаде тогда от 12 до 14 звонарей должно быть.

— Россия славилась на весь мир своими колоколами-гигантами. Рекордсменом последних лет стал 72-тонный “Царь”, изготовленный для Троице-Сергиевой лавры. Планируется отлить еще что-то столь же грандиозное?

— Идут работы по созданию подобного “Царю” семидесятитонника. Я умолчу пока, где его предполагается разместить: у нас не принято до срока о таких вещах рассказывать. Скажу лишь, что речь идет об одном из современных, но древних русских городов. Кроме того, мы не оставляем замыслов попытаться отлить 200-тонного гиганта, скопированного со знаменитого кремлевского Царь-колокола. Эта мысль носится в воздухе еще с 1837 года!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру