"Потому и существует конкурирующая гипотеза, что Бог создал жизнь"

Впервые за пределами Солнечной системы обнаружены признаки воды, свидетельствующие, согласно распространенному стереотипу, о наличии внеземной жизни. Однако, по мнению астронома Николая Чугая, дело обстоит несколько иначе.

Водяной пар был зафиксирован астрономами Лоуэлльской обсерватории (США) в атмосфере юпитерообразной планеты HD 209458b в созвездии Пегаса.

Однако астрономы сомневаются, что на HD 209458b есть жизнь, так как планета расположена достаточно близко к своей звезде, и температура на ее поверхности превышает +800°С.

По словам астронома Трэвиса Бармана, "главное, что теперь возникли основания, дабы полагать, что другие планеты вне Солнечной системы также могут содержать водяной пар", - сказал астроном Трэвис Барман, которому принадлежит открытие.

Планета HD 209458b находится от Земли на расстоянии 150 световых лет. Она имеет очень короткий - длиной всего три с половиной земных дня - период обращения вокруг своего светила, оттого ученым наблюдать за ней было несложно.

Как известно вода является необходимым условием для возникновения жизни. Некоторые астрономы полагают, что такого рода условие существует на многих планетах, а если это так, то жизнь наверняка может возникнуть в одной или большем количестве галактик. Однако другого мнения придерживается астроном, доктор физико-математических наук из Института астрономии РАН Николай Николаевич Чугай:

- Такого рода наблюдение, которое провели американцы, вообще говоря трудное. Их заявка на «впервые» – справедлива. Случай когда планета находится на диске между наблюдателем и звездой единичный. Поэтому естественно это уникальное исследование. Тем более, если сообщение об исследовании опубликовал «Астрофизикал джорнал», а это - жесткое рецензирование.

От воды до жизни такой огромный шаг, что это даже трудно себе представить. Вода всюду во вселенной и в этом нет ничего удивительного. Есть критерий достаточный, а есть необходимый. Этот может быть необходимый. Можно мыслить жизнь основанную на других химических механизмах. Но земного типа жизнь без воды не мыслима. Поэтому это необходимое условие, однако недостаточное.

Наука как раз и занимается вопросом, как возникла жизнь, и что для этого необходимо, чтобы она возникла. Потому и существует конкурирующая гипотеза, что бог создал жизнь. Все это еще «темновато», то есть наука пока не в состоянии воспроизвести те условия, которые необходимы для возникновения жизни. Оттого все вопросы такого рода и остаются без ответа. Но главное, что ни один уважающий себя ученый никогда не скажет, что там где есть вода, там обязательно возникнет жизнь.

Очевидно, что о наличии жизни можно будет говорить только тогда, когда обнаружится регулярный радиосигнал (радиоизлучение - Д.А.), который действительно может быть связан с кодированной информацией неискусственного происхождения. Это, конечно, один из способов. Других способов можно мыслить не один, а целое множество, подчеркнул Николай Чугай в интервью электронной газете МК.Ру.