Датский уголок

13 апреля

Дорогие читатели! Специально для Интернет-издания «MK.ru» теперь готовится новая версия популярной газетной рубрики «ДАТский уголок». Ежедневно будут обозреваться самые редкие и интересные даты, не упомянутые в бумажном варианте «МК». Мы будем признательны за все отклики, добавления и исправления. Пишите novosti@mk.ru

1605 год – скончался русский царь Борис Годунов. По одной из бытующих версий, Годунов будто бы принял яд ввиду безвыходности своего положения. По другой версии, он упал с трона во время посольского приема. Современники описывают кончину Годунова совсем иначе: “Царю Борису, вставши из-за стола после кушанья, и внезапу прииде на нево болезнь люта и едва успепоновитись и постричи, в два часа в той же болезни и скончась”. Или - Годунов скончался после обеда “по отшествии стола того, мало времени минувшю: царь же в постельной храмине сидящу, и внезапу случися ему смерть”. Борис умер скоропостижно, и монахи лишь “успели запасными дары причастить” умирающего. Члены английского посольства описали последние часы Годунова со слов лечивших его медиков (по обыкновению врачи находились при царской особе в течение всего обеда): «Борис любил плотно покушать и допускал излишества в еде. Убедившись в добром здравии государя, доктора разъехались по домам. Но через два часа после обеда Борис почувствовал дурноту, перешел в спальные хоромы и сам лег в постель, велев вызвать врачей. Тем временем бояре, собравшиеся в спальне, спросили государя, не желает ли он, чтобы дума в его присутствии присягнула наследнику. Умирающий, дрожа всем телом, успел промолвить: “Как богу угодно и всему народу”. Вслед за тем у Бориса отнялся язык и духовные особы поспешно совершили над умирающим обряд пострижения. Близкий к царскому двору Я. Маржарет передает, что Годунов скончался от апоплексического удара». Борис Годунов был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Вскоре после его смерти Москва была занята Лжедмитрием I, а вдова Бориса и его сын, царь Фёдор Борисович, убиты. Тело Бориса было вынуто из саркофага собора и зарыто на погосте бедного Варсонофьего монастыря в том же году. В 1606, по воле царя Василия Шуйского, прах его был перенесён и захоронен в Троице- Сергиевой лавре.

Версия Николая Карамзина

1796 год - в Америку привезен первый слон. А в Россию (Санкт-Петербург) – гораздо раньше, в 1714 году. Он был подарен Петру Великому персидским шахом Хуссейном. До Астрахани слона везли на корабле по Каспийскому морю, откуда он путешествовал по России пешком. Для этого перехода ему изготовляли особые кожаные башмаки, которые надевали на ноги. Слон износил громадное количество этих башмаков. Конечно, износка эта была только на бумаге, и ее ощущали лишь провожатые слона, показывая счета на несуществующие башмаки и пряча деньги в свой карман. «Русские крестьяне, - пишет Вебер, иностранный резидент в России, - никогда не видевшие ранее слона, почитали его за какое-то божество, встречали его, становились на колени и расстилали по дороге для его прохода полотна и сукна». Для ухода за слоном в Петербурге, кроме доставивших его двух проводников из Персии, находился еще "слоновый мастер", или "слоновый учитель" Ассатий, в обязанности которого входили и гигиенические прогулки слона. Последние не всегда обходились благополучно. Першпективная улица, как первоначально назывался Невский проспект, служила местом прогулки слона. Обычно в это время собирались толпы зевак, которые, озорничая, смеялись над вожаком, бросали в слона и его проводника палки, камни и другие предметы. Это обстоятельство заставило "слонового учителя" пожаловаться начальству. После этого был издан указ и объявлен обывателям с подпиской о "неученении помешательства слоновщику в проважании слона".

Слоны в Санкт-Петербурге

1869 год – американский изобретатель Джордж Вестингауз запатентовал железнодорожный тормоз. Автор изобретения родился 6 октября 1846 в Сентрал-Бридже (шт. Нью-Йорк). Во время Гражданской войны в США служил в армии и на флоте северян. Приобрел известность благодаря своим изобретениям в области железнодорожного транспорта. В те времена тормозная система железнодорожного состава была устроена так, что штурвал тормоза надо было начинать крутить почти за километр до остановки. Вначале Вестингауз сконструировал тормоз, срабатывавший под давлением пара, а в 1868 заменил пар сжатым воздухом. Вскоре пневматический тормоз Вестингауза был установлен на пассажирских поездах всех железных дорог. Следующим изобретением стал автоматический пневматический тормоз для большегрузных товарных составов, затем – новая система сигнализации на железных дорогах, метод демпфирования ударов при столкновениях вагонов в начале движения состава и при его остановке. Обратившись к другим областям, Вестингауз разработал способы безопасной транспортировки природного газа по трубам на большие расстояния, усовершенствовал электрический трансформатор. В 1893 году электросеть Вестингауза освещала Всемирную выставку в Чикаго, а в 1894-м - 10 электрогенераторов его конструкции были установлены на новой гидроэлектростанции Ниагарского водопада.

Среди других значительных изобретений Вестингауза – трамвайный тяговый электродвигатель; электроприводной тормоз метропоезда, обеспечивающий быструю и безопасную остановку состава; электрифицированный локомотив; амортизатор для автомобиля. Всего изобретатель зарегистрировал более 400 патентов. В 1910 Вестингауз стал президентом Американского общества инженеров-механиков. Умер Вестингауз в Нью-Йорке 12 марта 1914 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру