Школа из будущего

Где играют “Незнайку” и пишут хайку?

  Что бы вы подумали про ребенка, который разучивает в школе индийские танцы, пишет японские хайку и заявляет, что через неделю он будет танцевать на балу, а в субботу — играть Гамлета на английском языке? В московской школе №1239 все это делают обычные ученики
     
     Легендарная школа №1239 (бывшая “двадцатка”) всегда славилась традициями, заложенными еще первым директором Антоном Петровичем Полехиным. Это он 50 лет назад придумал 1 сентября сажать в гимназическом саду цветы. До сих пор каждый ученик получает весной семена цветов, а летом высаживает свои растения возле школы. Антон Петрович решил, что детей надо не только учить “вычитанию и умножению”, но и всесторонне развивать, и в школе появились турниры по плаванию и шахматам, трудовые лагеря и первые международные соревнования — между школьниками Москвы и Сиэтла. Трудно в это поверить, но когда-то в школьном саду, в самом центре Москвы, была даже своя пасека! Нынешний директор Таисия Дмитриевна Щербакова сохраняет старые традиции с помощью учеников.
     — Недавно у нас был индийско-российский вечер, — рассказывает завуч английского языка Надежда Николаевна Свиридова. — Уже несколько лет существует клуб индийско-российской дружбы. Мы принимаем ребят из индийских школ. Готовим карри, показываем индийские песни и танцы, а они нам пекут блины и поют русские частушки.
     Еще одно достоинство этого учебного заведения — сильный английский. Из спецшколы вышло немало переводчиков, журналистов, писателей и лингвистов. Сегодня к английскому и немецкому добавились французский, итальянский и японский. А ученики ездят в США, Японию, Индию. И принимают иностранцев у себя. Не случайно полиглот и вундеркинд из будущего Алиса Селезнева в известном фильме училась именно в “двадцатке”!

Станиславский сказал бы: “Верю!”

     В школьных коридорах даже после звонка не пройти. Никто не торопится домой.
     — Помимо обычных занятий ребята проводят здесь почти все свободное время. В школе есть спортивная секция, хоровой ансамбль, театр живописи, хореографическая студия, языковые и театральные кружки. Недавно появился театр моды — ученики создают коллекции одежды, — рассказывает завуч Тамара Дмитриевна Бусарова. — Мы считаем, что в каждом ребенке заложен творческий потенциал, нужно только его раскрыть. Так что если ваш малыш не силен в математике или русском, не страшно — наверняка он талантлив в чем-то другом.
     Например, в актерском деле. Одна из местных традиций — театральные постановки. Развивать в детях артистические способности начинают с первого класса — в спектаклях задействованы и малыши, и старшеклассники. Например, комедию “Сваха” по пьесе Торнтона Уайлдера на английском языке играют ученики 8—10-х классов, а спектакль “Приключения Незнайки и его друзей” — второклассники. “Незнайка”, вышедший в конце мая, стал настоящим событием.
     В этой постановке все по-настоящему, и даже лучше, чем в некоторых взрослых театрах. Режиссер Семен Заков — руководитель театра-студии “Пигмалион”, три месяца готовил ребят. В постановке задействовано 20 маленьких артистов. Яркие костюмы и декорации для спектакля специально разрабатывали в продюсерской компании, которая готовила концерты Владимира Спивакова и Дениса Мацуева.
     — Нам, конечно, пришлось помучиться, ребятам сложно было запомнить много текста — спектакль идет полтора часа. Но они молодцы! Вася исполнил роль Незнайки блестяще, даже профессионал не смог бы его переиграть, — рассказывает режиссер. — Вообще переиграть детей невозможно, они более талантливы, чем взрослые, тем более когда изображают самих себя — беззаботных, хулиганистых малышей. Опыт, который получили ребята, бесценен. Многие из них раскрылись с новой стороны. Станиславский точно сказал бы им: “Верю!”
     Например, второклассник Юра, великолепно сыгравший в спектакле Знайку, стал школьной звездой.
     — Юрочка на уроках обычно такой тихий, а на сцене такой заводной, уверенный в себе! — в один голос говорят педагоги.
     — Надо отдать должное всем маленьким актерам. Отлично сыграли мальчишки — они были такие разные и по характеру, и по темпераменту! А девочки такие кокетки, настоящие актрисы! — улыбается замдиректора по воспитательной работе Ирина Кудряшова.
     Синеглазка великолепно исполнила зажигательный танец, а хрупкая Белочка — сложные акробатические упражнения. Совсем как маститые актеры вжились в свои роли строгая доктор Медуница и голубоглазый поэт Цветик.
     Так что, когда в финале спектакля с потолка полетели мыльные пузыри, зрительный зал взорвался овациями.

Балы, пирамиды и ожившие картины

     Музыка, театр и языки — это еще не все, чем занимаются ученики бывшей “двадцатки”.
     — У нас есть вечера поэзии, где ребята читают стихи на английском или собственные переводы. Свои труды они потом собирают в “языковые портфели”, возможно, в будущем они облегчат их поступление в вузы, — рассказывает Надежда Николаевна. — Наши ребята даже переводят и сами пишут хайку. Я и сама этим увлеклась, глядя на них. А недавно была в Японии, и оказалось, что там не все современные дети знают, что это такое.
     В школе существуете театр живописи Ляли Телятниковой. Ее театр можно назвать новаторским. Режиссер инсценирует знаменитые… картины. Придумывает, что могло предшествовать той сцене, которую изобразил художник на полотне. А ребята разыгрывают эти сцены, причем часто на иностранных языках. Костюмы и декорации готовят сами. Так были поставлены “Девочка на шаре”, “Неравный брак”, “Двое”…
     Еще одна из традиций — Ломоносовский конкурс талантов. Изначально он задумывался для малышей. Но старшеклассники обиделись: а почему нас не зовете? Теперь этот конкурс международный, в нем участвуют даже зарубежные школяры.
     — Дети пишут заявку на конкурс, готовят стихи, рисунки, музыкальные номера, даже научные проекты. В этом году наш ученик представил на конкурс научную работу по Христофору Колумбу на английском. В прошлом четвероклашки сделали проект по Египту: смастерили пирамиду и подготовили доклад. Старшеклассники сняли документальный фильм о религиозных памятниках Москвы, — говорит Ирина Кудряшова.
     Музыкальные и творческие конкурсы проходят в школе регулярно, а вот новогодний бал — событие особое. Все школьники готовятся к нему заранее, ведь вход — только в бальном платье и во фраке. Ребята репетируют танцы, готовят игры и конкурсы. В конце бала выбирают королеву и короля, лучшую пару, и мистера и мисс Элегантность.
     — Наверное, попасть в вашу школу невозможно? — спрашиваю завуча по английскому языку.
     — Мы берем только ребят, живущих в нашем, Центральном округе, иногда делаем исключения для бывших учеников или детей наших педагогов. У нас ведь учатся целые поколения: старшая сестра — в выпускном, младшая — в первом классе...
     В общем, ничего удивительного в том, что здесь малыши и учителя — семья. Они ведь проводят вместе целый день, да еще такой насыщенный. И ученики здесь необычные. Например, увидев, что я не могу найти выход, мальчик лет 12 вежливо предложил: “Давайте я вас провожу”. Хотя мог просто показать дорогу. А другая ученица вместо обычного “здрасьте” изобразила книксен!
     Здесь дети повсюду бросают свои вещи, зная, что их не украдут. И не потому, что в школе есть охрана, а на ее территорию не попадешь без собственного магнитного ключа — просто здесь взрослые и дети уважают друг друга. А это сегодня такая редкость, согласитесь...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру