Московский синдром "Кинотавра"

Вчера он открылся. Главный фестиваль российского кино

«Кинотавр» - как градусник состояния не только нашего кинематографа, но и – не побоюсь этих громких слов – общества в целом. Судите сами.

В Москве разгорается скандал вокруг избиения находящегося при исполнении фотокорреспондента двумя известными артистами. В Сочи фотокоррам и операторам телеканалов выдают инструкции где можно фотографировать и где нельзя. Нельзя: на пляже гостиницы «Жемчужина» (в ней, как обычно, живет вся фестивальная публика) с 5.00 до 19.00. Нельзя: на дискотеке и в кафе при пляже. Можно: когда артисты и режиссеры позируют перед началом фильмов перед стендом «Кинотавра» и на пресс-конференциях.

В общем, дежурные снимки – сплошь парадные портреты – одно слово, глянец, которому не суть важна, а внешность. Ни глаз не разглядеть, ни характера.

И кому это нужно? Как еще узнать, почувствовать атмосферу фестиваля? Фоторепортаж – его настроение и дыхание. Парадные фото — реклама, обслуживание. Но мы вроде на другое «заточены»: журналистика и PR - две большие разницы.

Ну что ж, инструкции выданы, фотокорры предупреждены: «шаг в сторону» - аккредитация с шеи (они все болтаются у нас на шеях), с фестиваля – вон. Ладно, жизнь покажет, кто прав и что интереснее самим фигурантам – то есть фестивальному народу.

Вот, например, известный режиссер Станислав Говорухин с удовольствием позировал нашему фотографу с актрисой Мариной Голуб  не в парадной обстановке, а в момент получения багажа. Или актриса Елена Валюшкина – даже станцевала вокруг своего чемодана ради удачного снимка. А актер Александр Яценко, выбранный в жюри после прошлогоднего триумфа – он получил на «Кинотавре» - 2006 приз за главную мужскую роль в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно», специально «сделал ручкой», когда увидел, что его снимают .

Режиссер Владимир Меньшов, когда наш фотокорр Геннадий Авраменко обратился к нему за разрешением сделать снимок, не захотел, чтобы его фотографировали.

Идем дальше. «Кинотавр» в этом году еще удивил сеткой показов. Фильмы главного конкурса теперь идут в 18.30 и 21. 00. Мягко говоря, не рано. Поздним вечером после насыщенного дня – с утра показы других программ и пресс-конференции – и восприятие притупляется, и интервью после просмотра в 12 часов у актеров и режиссеров вряд ли уже возьмешь. Та же проблема уже давно существует в Москве – когда премьеру назначают на 9, а начинают в 10 вечера, ни брать, ни давать интервью в час ночи после фильма уже никому и не хочется и не можется.

Что же касается самих фильмов главного конкурса, про которые «МК» уже не раз рассказывал, все же напомню расстановку сил. В ней есть картины трех категорий: мэтры, дебютанты и экзотика. И, конечно, главный центр притяжения, конечно, мэтры: Кира Муратова, Алексей Балабанов и Валерий Тодоровский. К ним примыкает мэтр в кинодраматургии и дебютант в режиссуре – Александр Миндадзе. И тут, глядя на фигуру председателя жюри – режиссера Вадима Абдрашитова уже можно сделать некие предположения относительно того, кто ему понравится, а кто нет. С Миндадзе они давние друзья и по его сценариям он снял все свои фильмы. Поэтому дать ему главный приз он вряд ли сможет, чтобы его не упрекнули у кумовстве.

Но, скорее всего, «Отрыв» Миндадзе без приза не останется, дебюты таких людей незамеченными не остаются. Возможно, это будет приз за режиссуру. Новую работу Киры Муратовой «Два в одном» уже наградили на «Нике» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии», потом – Кира Георгиевна – это наше все, да и играют у нее Рената Литвинова и Богдан Ступка – тоже оба наше все. Со всех сторон хорошая кандидатура на главный приз.

«Тиски» Валерия Тодоровского – жесткая современная история с молодыми неизвестными актерами в главных ролях, к которым для перцу добавлены Федор Бондарчук и Алексей Серебряков. Если у Абдрашитова нет аллергии на Бондарчука, который смотрит на нас отовсюду (как говорится, только не из утюга), то у Тодоровского тоже много шансов на удачу.

Боюсь, только, почти нет их почти у самого честного и, на мой взгляд, самого сильного фильма этого года – «Груза 200» Алексея Балабанова. Это не кино Абдрашитова. Он – мастер метафор, непрямых высказываний и поэтического, не смотря ни на что, взгляда на мир. Новый фильм Балабанова – мощное высказывание о дне нынешнем через год 1984-й. Абдрашитов и Балабанов говорят на разных киноязыках. Оба – люди талантливые, Но по-разному глядящие на мир. Назвать такой фильм-взрыв как «Груз-200» лучшим фильмом «Кинотавра» - это вызов.

Вызов нескончаемому потоку под названием «ни уму, ни сердцу», затопившему наш кинопрокат. Вызов обществу. Которому неприятно будет увидеть себя в зеркале без макияжа, не в ракурсе глянцевой фотосессии. На это еще нужно решиться.

Сочи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру