Нижний становится выше

Губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ: “Все реально. Просто надо работать”

Кажется, Шанцев вовсе не изменился. В разговоре даже непроизвольно хочется назвать его вице-мэром, хотя он уже почти два года — губернатор Нижегородской области.

Впрочем, в столице Валерий Павлинович бывает часто. Недавно, например, приезжал в Склиф по традиции благодарить врачей за свой “второй день рождения” — спасение после покушения 11-летней давности. А сегодня он отметит настоящий юбилей — 60-летие.

Накануне столь знакового в жизни каждого человека события нижегородский губернатор нашел время пообщаться с корреспондентом “МК”.

“Все зависит от дел, а не от того, москвич ты или нижегородец”

— Валерий Павлинович, вы в новой должности немногим меньше двух лет. С вами еще не случилось раздвоения личности? Кем вы сейчас себя ощущаете — москвичом или нижегородцем?

— Я очень полюбил Нижний Новгород. Но, конечно, скучаю по Москве. Закрываешь иногда глаза и вспоминаешь любимые места…

— Считается, что в остальной России москвичей недолюбливают. Вы с этим столкнулись?

— Если говорить о людях вообще, то отношение ко мне изначально было очень хорошее. И сейчас я езжу по области, хожу по городу — и ощущаю только доброжелательность. Все ведь зависит от того, что ты делаешь, а не от того, москвич ты или нет. Но, конечно, и в Москве, и в Нижнем есть люди, которые тебя не принимают.

— В чем, по-вашему, главная разница между жизнью в Москве и в Нижнем?

— В совершенно других финансовых условиях. Простой пример. Если в Москве на одного человека доходы бюджета — 80 тысяч рублей в год, то в Нижнем 2 года назад было 9,9 тысячи.

— А темп жизни разный?

— Конечно. В Москве он очень интенсивный. А в Нижнем решения принимаются медленнее, медленнее исполняются. Я поначалу думал, что это саботаж. Но потом понял: просто здесь привыкли в таком ритме работать.

— Читаешь разработанную вами стратегию развития Нижегородской области и диву даешься. К 2020 году валовой продукт на душу населения должен увеличиться в 7 раз, среднедушевые доходы — в 8 раз. Это не фантастика?

— Не фантастика, а очевидная необходимость. Мы недавно ездили в Японию с большой делегацией и заключили соглашение с префектурой, в которой проживают 2,5 миллиона жителей. У нас — 3,5 миллиона. Префектура находится в 390 км от Токио. Мы — в 400 км от Москвы. Но внутренний региональный продукт у японцев — 75 млрд. долларов в год, а у нас — 15 млрд. У нас ровно в пять раз меньше производительность! Нам нужна глубокая модернизация экономики и новые производительные силы совершенно другого качества. Это в стратегии как раз и записано.

— Если уж вы начали оперировать цифрами, то каковы конкретные итоги вашего руководства областью?

— Самое главное — рост среднедушевых доходов и средней зарплаты, темпы роста внутреннего регионального продукта и промышленного производства. Раньше у нас эти темпы были в два раза ниже среднероссийских. Теперь — выше. Причем этого удалось достичь всего за полтора года. Кроме того, изменился коэффициент, который характеризует уровень жизни. Это отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму. Раньше он в области все время падал. То есть цены на потребительскую корзину росли быстрее, чем среднедушевые доходы людей. А в 2006 году наступил перелом — коэффициент вырос на 10%. В 2007-м, по нашим планам, вырастет уже на 20%. Так что все реально. Просто надо работать.

— За счет чего растут доходы? У вас же нет ни нефти, ни газа.

— Мы проанализировали ситуацию во всех отраслях промышленности (у нас 80% — обрабатывающие отрасли) и начали принимать меры. Когда верстали стратегию и среднесрочную программу развития, с каждым предприятием провели собеседование и определили, что делать. В том числе — какой должна быть помощь областной власти. Мы, к примеру, проценты по кредитам гасим, если предприятия берут их на реконструкцию, на постановку новой продукции. А если инвестиционный проект дает хорошую налоговую отдачу, то на 25% уменьшаем налог на прибыль в период его окупаемости.

Отсюда и результат. Если в России убрать ресурсы добывающей отрасли, то обрабатывающая промышленность в 2006 году выросла на 3,9%. А в Нижегородской области — на 8,4%. Из этого и складываются доходы людей.

— Вы что, по каждому более или менее крупному предприятию проводили совещания?

— Не “более или менее”, а по всем. У нас работало 27 рабочих групп. И по каждому предприятию есть перспективы на ближайшие 5 лет. Мы твердо знаем, что оно будет делать, какую реконструкцию нужно проводить, какие ожидаются темпы роста производства.

— Символом Нижнего Новгорода всегда был автозавод. Но, помню, когда вы еще были вице-мэром Москвы, во время рабочей поездки в Нижний не могли закрыть дверь у новенькой “Волги”…

— Я очень удивился, когда приехал туда уже губернатором. Там все изменилось. Они очень плотно поработали с японской консалтинговой фирмой, и сегодня это современное предприятие с современной организацией труда. Если говорить о перспективе, то они сейчас создают инженерный центр в Нижнем Новгороде, ставят на конвейер новые автомобили, купили завод “Крайслера” в Мичигане и лицензию на выпуск легкового автомобиля модели 2000 года. Модель сейчас дорабатывается, и со следующего года начнется ее массовый выпуск. Кроме того, они приобрели завод в Бирмингеме, делают там средний коммерческий грузовик марки “Максус”. Это лучший грузовик 2005—2006 гг. в Европе.

“Меня здесь уже расписали под хохлому”

— Насколько тесны экономические связи Москвы и Нижнего?

— Связи довольно тесные. У нас работает много ведущих московских фирм. И торговых, и строительных, и других.

— В этом плане ваше имя работает на регион?

— Ну, когда кто-то из инвесторов со мной беседует, такие нотки звучат. Но не стоит преувеличивать этот фактор. Главное — многим известно, что в Москве я пытался создать режим “одного окна”, чтобы инвестор не мучился. И с первых дней я это же сделал в Нижнем. Когда инвестор знает, что его не обманут, создадут нормальные условия, он быстрее принимает решения.

— Нижегородская земля очень красивая. Да и от Москвы недалеко. Туризм будете развивать?

— Зона отдыха из Нижегородской области вряд ли получится. Погодные условия помешают. А вот туристско-рекреационные зоны — да. Мы вкладываем в программу развития туризма бюджетные деньги.

У нас много памятников истории, культуры, архитектуры. Есть такие города, как Городец, Павлово, Балахна, Дивеево. Есть Макарьевский монастырь. Все это сохранено, отреставрировано, и надо сейчас строить инфраструктуру — дороги, гостиницы, сферу обслуживания, магазины.

Кроме того, нижегородская земля одна из немногих, где очень развиты народные промыслы. Мы и такую программу имеем. Сейчас реконструируем центр художественных промыслов. Это хохлома, городецкая роспись, казаковская филигрань, павловское оружие (ножи, мечи, столовые приборы, ручная очень красивая работа), это гипюры нижегородские.

Заканчиваем строительство музея хохломы. Такая там красота! Начиная от мебельных гарнитуров, заканчивая мельчайшими сувенирами. Кстати, в России кое-где продается фальшивая хохлома. Но ей нельзя пользоваться, она потом облезет! А в настоящую можно и кипяток наливать, и лед класть.

— Вам как губернатору мастера раскрыли секрет хохломы?

— Да.

— А вы нам раскроете?

— Нет. Я пообещал хранить его в тайне.

— Тогда раскройте хотя бы истинный смысл выражения “расписать под хохлому”.

— Смысл совершенно конкретный. У нас есть ПТУ, которое готовит мастеров росписи деревянных изделий. И в последнее время они стали на тарелочках, подносах делать портреты. Достали где-то мою фотографию, нарисовали на тарелке портрет и прислали. Я был удивлен — вылитый! Так что можете написать: Шанцева уже расписали под хохлому.

— В Нижнем Новгороде люди заметно окают?

— Заметно у тех, кто там родился и живет. Особенно не в самом городе, а в районных центрах. Приятный говор.

— У вас-то не изменилось произношение?

— Раз вы спрашиваете, то, видимо, нет.

“Хочу, чтобы “Торпедо” и “Динамо” встретились в финале плей-офф”

— Чего-то не удалось достичь из того, что хотели, став губернатором?

— До назначения область я практически не знал. Поэтому заранее никаких проектов не разрабатывал. Различные идеи приходили по ходу дела, и шаг за шагом воплощаются в жизнь. Сложнее с другим — в Нижнем совершенно иные условия работы. Если правительство Москвы обладает в полном объеме всеми видами ресурсов, то в таких регионах, как Нижегородская область, этого нет. Очень многие функции “навешаны” на органы местного самоуправления. У них много полномочий, с которыми они не справляются, потому что ресурсов нет. А у областной власти нет полномочий. Поэтому я стал договариваться с органами местного самоуправления, пришлось даже менять областные законы. Мы вносили законопроекты, а депутаты соглашались.

Представьте себе ситуацию. Только по арендной плате за землю в области было 500 миллионов долга. Ведь органы местного самоуправления не имеют правоохранительных органов и повлиять на неплательщиков не могут. Только суд. Я попросил прокурора, прокурор начал обращаться в суды, и все начали платить! Мы выстроили систему, в которой у областной администрации появились рычаги реальной власти и возможность прямого воздействия на ситуацию во всех отраслях.

— То есть вы выстроили систему, похожую на московскую?

— Да, я считаю, московская система — лучшая из всех. Очень похоже работают в Татарстане, Башкортостане. И эти регионы живут лучше других.

— Не считали, сколько километров уже “намотали” по области? Земной шар обогнули?

— Не считал, но много. Область — 300 км с запада на восток и 400 км с севера на юг. Правда, есть еще места, где я не был. Но этот недостаток устраняется.

— Вы в самом начале интервью сказали, что скучаете по Москве. Как часто удается бывать в родном городе?

— Достаточно часто. Как правило, выходные я стараюсь проводить дома, потому что здесь семья, друзья.

— А остается время на то, чтобы, допустим, погулять по Нижнему Новгороду? Появились у вас там любимые места? Как досуг проводите?

— Да, есть несколько любимых мест. Например, люблю бывать на откосах Волги и Оки — есть у нас такой парк “Швейцария”, где очень красивая природа. Когда выходишь на берега рек, откуда видны и все окрестности, и заречная часть города, панорама потрясающая. Ощущаешь могущество природы.

— В Москве вы были от нее дальше?

— Конечно.

— А с супругой куда-то ходите? Например, в театр?

— Да, ходим и в театры, и на концерты. Надо сказать, к нам приезжает много замечательных музыкантов из Москвы. Мы были на концерте Николаева, хора Турецкого, Ларисы Долиной, Газманова. В Москве даже бывали реже, чем в Нижнем.

— И все-таки Нижний Новгород — провинция?

— Что касается культурной жизни, то нет. Она у нас очень масштабная. Театры столичные приезжают на гастроли. В том числе мой любимый театр “На Перовской”, к созданию которого я имел непосредственное отношение. Он сначала был маленький, а теперь — настоящий Государственный драматический театр. Когда он приезжал на гастроли в Дзержинск, с большим удовольствием побывал на спектакле. Смотрел “Тартюф”.

— Но все же любимое ваше зрелище, как известно, хоккей. Выход местного “Торпедо” в суперлигу — ваших рук дело?

— Моих. Это наш проект, и, не буду скрывать, удачный пока. Думаю, мы в суперлиге закрепимся. Сейчас идет реконструкция, и к первому сентября мы будем иметь в Нижнем полнокровный хоккейный дворец на пять с половиной тысяч мест. Там современное оборудование, каток делают финны. И одновременно набираем команду. Последнее наше приобретение — вратарь Душан Салфицкий.

— Не представляю, за кого вы будете болеть в матчах вашего любимого “Динамо” с “Торпедо”. По должности вроде бы теперь должны за нижегородцев…

— Буду и за “Торпедо”, и за “Динамо”. Хочу, чтобы они встретились в финале плей-офф. А там — кому повезет.

“В Москве меня не забыли”

— Когда приезжаете в столицу, общаетесь с кем-то из московской власти? Нет ощущения, что в Москве вас подзабыли?

— Абсолютно нет.

— Бывает ведь так: уедет человек, а потом к нему относятся по-другому.

— К счастью, этого не произошло. Пока помнят. Вот сейчас с журналистом “МК” разговариваю. (Смеется.)

Встречаемся мы и с Юрием Михайловичем, никаких проблем в этом плане нет.

— Валерий Павлинович, вам 29 июня “стукнет” 60 лет. Хотя дата очень круглая, заранее поздравлять не принято, поэтому просто пожелаем успехов во всех делах. А вы, пользуясь случаем, не хотите что-нибудь сказать москвичам?

— Спасибо, успехи лишними не бывают. А москвичам я вот что хочу сказать. Москва всегда отличалась лидерством во всех областях, своим стремлением работать лучше, жить лучше. Хочу, чтобы так было и дальше. Всем горожанам — большой привет и пожелание иметь побольше того, чего им самим хочется! И почаще.

ВНИМАНИЕ! Сегодня, 29 июня, в 19.55, смотрите на канале “ТВ-Центр” премьеру документального фильма “Павлиныч — нижегородский москвич”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру