Гиды подземелья

Вместо пляжа — долина фаллосов и пещерные города

Может показаться, эти причудливые горы вы уже видели… Где-нибудь на Марсе. Не зря создатель “Звездных войн” приезжал за инопланетными пейзажами именно в Каппадокию. Там вы не найдете привычного для Турции моря. Зато хлебнете экстрима во время рафтинга по горным рекам, заплутаете в лабиринтах подземных городов, познакомитесь с местными “пещерными” людьми… И всерьез поверите, что побывали на другой планете.

С обеих сторон от дороги раскинулась долина, на которой разбросаны каменные гигантские грибы. На тоненьких длинных ножках лежат и будто не повинуются земному притяжению огромные глыбы. Местные жители называют их “ведьмиными трубами”. Хотя для туристов экскурсоводы уже придумали более “продаваемые названия”.

— Перед вами  Долина фаллосов — скалы здесь имеют соответствующую форму, — заявила наш гид по Каппадокии Имрен.

— У нас начинается комплекс неполноценности, — заметили мужики из нашей туристической группы, оценив размер “скульптур”...

Подобные скалы — это застывшая лава, которая изверглась 60 миллионов лет назад. За это время дожди и ветер потихонечку отшлифовали ее и превратили Каппадокию в музей под открытым небом.

Правда, над архитектурой поработало и местное население. Что ни скала — в каждой множество проходов. Над некоторыми иной раз заметишь… круглую спутниковую антенну.

— Местные жители сами с легкостью выкапывают пещеры в мягком камне, туфе, хранят в них продукты, — говорит наш гид Имрен. — А то и обустраивают свой быт . Некоторые из “нор” оснащены техникой, в них проведены электричество и водопровод.

Кто такой святой Гермафродит?

В Каппадокию в основном совершают автобусные туры на день-два отдыхающие с “обжитых” курортов Турции. От Антальи, Кемера и Белека до Кайсери часов восемь езды. Перелет из стран Европы досюда тоже не самый удобный — с пересадкой в международном аэропорту Стамбула. Да и местные отели пока не готовы принять наплыв туристов. Во многих даже нет бассейна — это при полном отсутствии в этом районе моря.

…В пять утра нас разбудило заунывное пение с улицы. Это муэдзин из мечети маленького городка Ургюп через мегафоны призывал всех мусульман на молитву. Между тем турки заманивают русских туристов в Каппадокию в том числе и первыми христианскими памятниками, которые чудом сохранились на исламской земле. В связи с этим в нашей группе даже были паломники из русских церквей.

— Греческие священники, которые проповедовали в начале первого тысячелетия на этой земле, выдалбливали в скалах храмы и монастырские кельи, — объясняет гид.

Гёреме — музейный городок, выдолбленный в скалах из туфа. Туристы с азартом ползают по пещерам, где жили “древние турки”. Но самый большой интерес у европейцев вызывают христианские церкви VII—XII веков, в которых до сих пор сохранились наскальные изображения святых. Правда, турецкая сторона пока не располагает гидами, которые могли бы подробно объяснить, кто есть кто на этих “иконостасах”.

— Перед вами “храм змей”, — сообщила гид, ныряя в темное нутро пещеры. В свете фонарика, справа от каменного алтаря, мы узрели   цветное изображение Георгия Победоносца, убивающего дракона.

Вскарабкались по каменной лесенке к церкви святого Афанасия. Внутри — опять наскальные рисунки. Среди них довольно странный: на плечах у обнаженного женского тела сидит голова с мужской бородой. И над этим безобразием — нимб.

— Святой Афанасий был чудак, при жизни он хотел стать женщиной, — предположила Имрен.

Тут уже не выдержал один паломник из нашей группы:

— А я читал легенду, что одна красивая девушка страдала от внимания мужчин и молилась святому Афанасию, чтобы тот помог ей отвязаться от назойливых поклонников. И он сделал чудо: у красавицы стала расти борода.
Крепость Ухчисар — одна из самых высоких горных точек, куда по узеньким лесенкам взбираются туристы, чтобы обозреть панораму.

По дну отвесного ущелья Ихлара бежит мелкая горная речушка. Чтобы к ней спуститься, нужно преодолеть 80-метровую лестницу. Редко кто проходит все десять километров каньона, хотя в здешних скалах находится около ста пещерных храмов.

— Через Каппадокию проходил Великий шелковый путь, — продолжает Имрен. — И сейчас путники могут посмотреть на прибежища кочующих торговцев — караван-сараи XIII века!

Из экстремальных развлечений в Каппадокии процветает рафтинг и полеты на воздушных шарах. Первое приключение вам обойдется долларов в пятьдесят, второе в сотню. В воздух одновременно поднимается около двадцати красочных надутых шаров. После приземления пилот, управляющий шаром, выдает “летчикам-испытателям” почетные дипломы.

Дервиши вводят туристов в транс

Когда начались гонения на христиан, они решили скрыться под землей. Под Каппадокией около пятидесяти настоящих подземных городов. Самый известный из них — Каймаклы.

— Лабиринты уходят на 70 метров вниз, мы спустимся на 20, на сколько коридоры освещены электричеством, — мы гуськом продвигались за Имрен по узкому проходу. Каждые два метра по левую и правую стороны встречались ответвления. Новых коридоров и некогда жилых помещений. — Следуйте строго по стрелкам, а то  на несколько дней потеряетесь в недрах!

Через некоторые узкие и длинные лазы можно было протиснуться, только согнувшись пополам.

— Видимо, здесь была кухня. Вот дымоход, — гид указала на черную яму, которая дырявила подземный город насквозь. Я кинула в нее монетку — и не услышала, как она “приземлилась”. Вверху — бездонное голубое небо с овчинку.

Залы с каменными столами и лавками переходили в галереи, которые вели в те же каменные церкви. 
Сейчас каппадокийцы выдалбливают в скалах отели. Номера в них вовсе без вида на улицу. Многие “пещерные” рестораны опять же без доступа к дневному свету. Лавки и столы — из вездесущего туфа.

Меню в национальном общепите тоже сильно отличается от того, что предлагают в средиземноморских отелях. На первое подают острый чечевичный суп — по вкусу вроде горохового. На второе вам предложат вареный рис и баранину, приготовленную по особой технологии. Сырое мясо с приправами запекается в глиняном кувшине, горлышко которого закупорено тестом. Потом на глазах у изумленной публики посудину разбивают топором.

Блюдо запивают каппадокийским вином. Турецкие сладости остаются неизменными: рахат-лукум, пахлава и шербет.

Кстати, Каппадокия славится своей глиняной посудой. В городе Аванос — нескончаемые запасы красной глины. Керамика в сувенирных лавках стоит недорого. Как и ковры ручной работы, которые искусно ткут местные жители.

— Вас ждет чудесное шоу кружащихся дервишей, — интриговала нашу группу гид. — Это представители ислама, которые выполняют танец XIII века.

Туристы ждали концерта, а угодили на настоящий мусульманский обряд. В полумраке возникли пятеро дервишей — в белых халатах и высоких овечьих шапках. Под заунывную ритуальную песнь они воздели руки к небу и принялись вращаться вокруг своей оси, шелестя по ковру босыми ногами. И так минут сорок. Собравшиеся вместе с дервишами впали в сонный транс. Было ощущение, будто нас затащили на сектантскую мессу. Правда, выйдя из транса, многие потом купили в сувенирных лавках вращающиеся фигурки дервишей — можно сказать, приобщились к турецким обычаям...

Благодарим за помощь в подготовке материала Министерство по туризму Турции и Российский союз туриндустрии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру