Вот уже в третий раз бывший банкир в соавторстве с журналистом занимаются акынством с элементами фантастики и самовосхваления. Потому что даже глупый поймет, что в виде главных героев авторы вывели себя.
В прошлом номере журнала мы представляли книгу американского журналиста Дэвида Хоффмана «Олигархи». О Смоленском в книге тоже есть глава: «Архитекторы новой России, державшие под контролем не только милицию и заводы, но и кремлевское руководство».
Потом все это ушло, Осталась обида, которая теперь выливается и выходит через романы. Все написаны в соавторстве. Может быть, к десятому желчь закончится и авторы, наконец, начнут писать просто книги.
А пока, когда только начинаешь читать, создается ощущение, что читаешь средненький детектив брежневской эпохи со всеми идеологическими и прочими советскими атрибутами. Правда, довольно скоро это ощущение пропадает, но вот некоторая совковость и ее душок преследуют на всем протяжении романа. Это скорее даже не совковость, а легкая фальш, которую авторы выдают за моральные установки и незнание простого быта. С Рублевки он как-то не очень различается. Вот в предыдущем романе о жизни олигархов на Успенском шоссе этого ощущения не было.
Есть и еще одна удивительная вещь - 60-летние дядьки с особым наслаждением описывают эротические сцены.
«а небольшие, мгновенно затвердевшие от прикосновения холодной воды груди, казалось, вот-вот порвут сдерживающую их натиск ткань...» Дальше еще круче:
«Настя выгнулась всем телом. И тут он, как набухшая почка, переполненная накопившимся за всю предшествующую жизнь живительным соком, буквально взорвался. Не в силах больше сдерживать себя, он нежно овладел ею.» Это. Пожалуй, самые поэтические моменты.
В общем что-то среднее между женскими дешевыми романчиками в мягкой обложке со слащавым сюжетом и засаленными в туалете страницами и эротическими сайтами, где пишут о своих несостоявшихся фантазиях прыщавые юнцы и состарившиеся извращенцы.
Но все-таки роман, слава Богу, не об этом. Он о любви, жестоких и алчных чиновниках, продажных военных, предстоящей предвыборной гонке, честных и неподкупных французских отставных разведчиках и лживых адвокатах...
Я все ждал, когда же в романе появится Леня Макинтош - «авторитет» и бизнесмен, ныне проживающий во Франции, с которым Смоленского когда-то связывали партнерские отношения. Недавно Макинтош выпустил книгу («ЧВ» писал о ней в предыдущих номерах), в которой рассказал о. якобы, имевших место покушениях и других кознях со стороны экс-партнера - банкира. Ан, нет. В этот раз обошлось. Месть должна быть хорошо выдержана. Смоленский сдержался.
Зато другим досталось по полной программе. При этом персонажи смело перекочевали из предыдущих романов. А открытое друзьями в новой книге частное сыскное агентство наводит на мысль, что встретимся мы с ними еще не раз.
Место действия «преступного романа», как его обозначили авторы тоже выбрано не случайно. Валдай Смоленскому хорошо знаком. Здесь у него своя земля. И это тоже, фактически документально описывается в книге. Здесь же в загородном доме бывшего банкира прошла презентация книги.
Основное действие нового романа происходит в городке Валдай, и негативное отношение авторов к местному населению буквально выпирает с каждой страницы. Ну не любят они нашу неумытую и простоватую глубинку! А судебный процесс и его участники в большинстве своем выписаны гипертрофировано. То есть совсем не в духе отечественной литературы, о которой так много говорят создатели романа.
Совсем еще юные Дмитрий и Настя, которых забрали из детдома, живут у своего опекуна, подполковника в отставке с неясным прошлым, служащего в валдайской резиденции президента. С опекунством вообще темная история, которую и пытаются распутать честные и сердобольные герои книги.
В это время в Монреале умирает последний из графов Орловых, мечтающий передать своим наследникам в России полтора миллиарда долларов. То, что наследник Дмитрий становится тут же понятно, хотя некоторое время авторы пытаются сей факт от нас скрыть. Затем для пущего интересу подпускается линия расследования инцеста, При этом постоянно вдалбливается мысль, что перед нами новые Ромео и Джульетта, а любовь их чиста, как слеза. Так и хочется сказать Смоленскому и Краснянскому: спасибо, хватит, давайте дальше, это уже всем понятно! Дальше, дальше! Не мусольте!
Ну и в конце «наши» побеждают, деньги достаются не злокозненным помощнику президента Умнову и его друзьям из спецслужб, а Дмитрию, Он с юной подругой и ребенком летит за границу, но, как Карлсон, обещает обязательно вернуться. Дык, патриот ведь! А тем временем на борт самолета проникают враги, в лице сотрудника ФСБ, придумавшего план изъятия наследства. Смотрите продолжение в следующей серии.
Роман ужасен до колик от гомерического хохота. Иначе его картонных персонажей, повторов и пафоса, вторичности и размытости повествования просто не осилить. Но как образчик того, как писать не надо - его смело можно использовать в учебных заведениях для филологов и юных сочинителей.
Скоро, говорят, выйдет в свет очередная - четвертая книга друзей-отставников.