Зияющие высоты образования

Общественная палата сочла главные проблемы образования нерешенными.

Пока Исполнительная власть рапортует об успехах, достигнутых в образовании в 2007 году, Общественная палата подводит итоги нерешенных проблем. К таковым члены комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации отнесли продолжающуюся нехватку средств и усиление социального расслоения через систему образования; засилье псевдообразования и падение квалификации педагогов всех уровней; отрыв высшего образования от научных исследований и плачевное состояние системы начального и среднего профобразования; кризис детского дошкольного образования. 

По словам главы комиссии, ректора Госуниверситета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в российском образовании лишь обозначились тенденции поворота к лучшему. А вот угроза снова не вписаться в ведущую мировую тенденцию – перейти от социальной обязательности среднего образования к высшему – вполне реальна. Другого пути в инновационную экономику нет: в следующих им странах доля ВВП, созданная интеллектуальными услугами, уже сейчас составляет 30-40% и продолжает расти. Государствам же с неразвитой системой образования уготована роль сырьевого придатка, предупреждает Кузьминов. 

Тем не менее образование в России не только не играет традиционной для развитых стран роли социального лифта, но усиливает социальное расслоение. Оно начинается уже в школе, если не в детском саду, и продолжается в вузах. При этом значительная часть (по оценке Кузьминова, от четверти до трети из семи миллионов российских студентов) вообще получает псевдообразование: некоторые вузы открыто торгуют дипломами, другие – и их подавляющее большинство – являются формально добросовестными, но по своему уровню мало чем отличаются от техникумов. Главный показатель уровня вуза – количество преподавателей, занимающихся наукой – упало с 38% в начале 90-х годов до 16%. "Это – уровень, невиданный в развитых странах. Неудивительно, что в последние международные рейтинги "top-200" входит теперь единственный российский вуз (МГУ им. Ломоносова), зато 8-10 китайских", – подчеркнул Кузьминов. 

Не лучше обстоит дело и на других этажах образования. Система дошкольного образования только выходит из комы: детсадов не хватает, а уровень воспитателей сплошь и рядом пугает. По данным нового члена комиссии Общественной палаты, директора московского Центра образования "Царицыно" Ефима Рачевского, 80% воспитательниц детских садов были в школе троечницами, и лишь 11% имели "четверку" по русскому языку. А ведь именно они формируют сейчас личности детей, причем в самом креативном возрасте – до 7 лет. 

Школа же, по словам Рачевского, полностью погрязла в имитации образования. "Россия – единственная страна мира, где старшеклассники изучают по 19-20 обязательных предметов (в Дании, например, их только три – родные язык и литература, а также математика). Выучить их, да еще готовиться в вуз – немыслимо, а, значит, все оценки в школьных журналах и аттестатах – дутые", – убежден один из лучших российских учителей. То же, по его словам, происходит в системе начального и среднего профобразования: "Эти учебные заведения оказались неготовыми к мощной реструктуризации рынка труда", – убежден Рачевский. 

Таким образом, подытожил другой член Общественной палаты 2-го созыва, научный руководитель Госуниверситета – Высшей школы экономики Евгений Ясин, "победные реляции о реформе образования преждевременны. По сравнению с проблемами, которые еще предстоит решать, не сделано практически ничего". 

Первым делом, считают в Общественной палате, в ближайшие 3-4 года в образование необходимо вложить крупные дополнительные средства – 0,7-1% ВВП. Они позволят решить две самые неотложные задачи – создать сеть исследовательских университетов (по оценке Кузьминова, на этот статус могут претендовать не более 50 российских вузов) и восстановить эффективный контракт со школьным учителем. Пока школе не хватает 250-300 миллиардов рублей в год, подсчитали в Общественной палате. "Эта мера дорогая и тяжелая, – признают там. – Но не менее важная, чем восстановление российских дорог". Без этого, убежден Кузьминов, позитивных перемен в образовании не будет. 

Прислушается ли власть к гласу общественности, большой вопрос. По оценке члена Общественной палаты Любови Духаниной, Госдума, например, учитывает в лучшем случае каждое пятое замечание палаты на тот или иной законопроект. И в том числе – при принятии неоднозначного закона о едином государственном экзамене (ЕГЭ). В итоге же, подчеркнула Духанина "МК", "ЕГЭ может стать единственной целью школы: свою задачу она начнет видеть не в воспитании гармоничного человека, а в том, чтобы он сдал ЕГЭ".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру