На Шипке все спокойно?

В минувшем году Болгария стала полноправным членом Евросоюза

В минувшем году Болгария стала полноправным членом Евросоюза. О том, что уже удалось сделать, заместитель министра экономики и энергетики Болгарии Явор КУЮМДЖИЕВ рассказал Виктории Чеботаревой.

 «ДЛ»: В объятиях ЕС Болгария чуть больше года. Позволяет ли этот срок говорить о явных переменах в экономике страны?

Явор Куюмджиев: Вполне. К жизни в новых условиях Болгария готовилась. И в первый «европейский» год удалось многое: поддержать макроэкономическую стабильность, улучшить бизнес-среду, сделать разумной фискальную политику. Уменьшены прямые налоги, растут реальные доходы. ВВП вырос более чем на 6%, что, кстати,
втрое больше аналогичного показателя в старых странах – членах ЕС.

Активизировались индустриальный и финансовый секторы, финансовое посредничество, строительство, коммерция и производство продовольствия. Однако при явном росте в индустрии такие важные для ее динамики отрасли, как производство электроэнергии и цветная металлургия, в прошлом году снизили экспорт.

Экономический рост происходит благодаря увеличению торговли на внутреннем рынке продукцией машиностроения, товарами текстильной промышленности, швейными изделиями.

Но наибольший вклад в реальный рост ВВП внесла инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал, если сравнивать с «доевропейскими» временами, увеличились на 30%, а их доля в общей стоимости ВВП составила 29–30%. Снижение безработицы – менее 7% – привело к тому, что в некоторых областях экономики даже стала ощущаться недостача трудового ресурса.

Но растет инфляция – причины роста цен на товары и услуги связаны с конъюнктурой мировых рынков. Присоединение Болгарии к ЕС также сыграло свою роль.

Но вместе с тем и доходы в нашей стране подошли к среднему уровню стран – членов Евросоюза. Судя по ежегодному исследованию конкурентоспособности экономик Международного института развития менеджмента (Швейцария) Institute of Management Development (IMD), Болгария в 2006 году занимала 47-е место. В 2007 году она передвинулась на 41-е место, опередив Италию (42-е место), Румынию (44-е), Украину (46-е), Турцию (48-е), Польшу (52-е) и Хорватию (53-е).

«ДЛ»: По каким критериям IMD выносит вердикт?

Я.К.: По эффективности – экономической, действий правительства, бизнеса и инфраструктуры. В прошлом году экономическая эффективность Болгарии в целом улучшилась. Преимущества ее в очередной раз выразились в основном в макроэкономических показателях.

Однако в отличие от предыдущих лет эти преимущества проявляются не в низком уровне инфляции и низких ценах (в этом отмечено даже снижение на 6 пунктов из-за относительно высокого уровня инфляции в 2006 году). Позитивные перемены проявились в доле иностранных инвестиций и занятости, в бюджетном излишке, в экспорте, в краткосрочном кредитовании, в низком корпоративном налоге, в уменьшении государственного долга и в доходах от туризма.

«ДЛ»: В отличие от других стран Болгария получила больше средств на адаптацию своего хозяйства. Каковы были ваши ожидания, оправдались ли они?

Я.К.: Да, страна получила финансовую поддержку европейских структурных и когезионных фондов. С 2007 по 2013 год болгарским бенефициарам предоставляется возможность освоить более 7 млрд. евро по семи оперативным программам. Государство окажет помощь всем кандидатам, намеренным участвовать со своими проектами, из средств Национального фонда на сумму 1,3 млрд. евро.

В течение этих семи лет Болгария будет получать финансовые средства не только по линии структурных фондов. Субсидии, предусмотренные для выполнения общей политики ЕС в области рыболовства и программы развития сельских районов, составляют более 3,3 млрд. евро. Управлять этим процессом, курировать программы будет министерство земледелия и продовольствия. В конце 2007 года начался отбор проектных предложений по ряду оперативных программ.

Как известно, основная проблема всех новичков – адекватность освоения средств. Это требует от бизнеса тщательной подготовки, разработки проектных предложений и хорошо подготовленной администрации, которая должна в точности соблюдать строгие правила управления средствами. Болгарская сторона принимает все необходимые меры, чтобы освоить средства эффективно.

«ДЛ»: Болгария славилась своим сельским хозяйством, жесткая же политика ЕС в этой области характеризуется минимальными квотами. Чего вы как страна-поставщик сельхозпродукции в объединенную Европу успели добиться в этой области?

Я.К.: Конечно, мы стремимся сохранить позиции. По традиции значительная часть сельхозпродукции предназначена для рынка ЕС. В результате преференциальных договоренностей с ЕС еще с 1993 года Болгария пользовалась льготными условиями получения импорта.

В последние несколько лет, в канун присоединения к ЕС, нашей главной задачей была либерализация торговли с ЕС. Это подготовило тружеников нашего сельского хозяйства к плавной адаптации к требованиям рынка ЕС. Будучи членом ЕС, Болгария пользуется значительной его поддержкой, это позволяет развивать земледелие и сельские районы.

«ДЛ»: Какие товары преобладают в экспорте страны? Как это соотношение изменилось после присоединения к ЕС? Получила ли страна доступ к преференциям в торговле?

Я.К.: По предварительным данным, торговое сальдо Болгарии за 2007 год отрицательное. Причем дефицит на 185,9 млн. евро больше, чем в 2006 году.

Значительный вклад в рост экспорта внесли сырье и материалы, преимущественно за счет увеличения экспорта чугуна, ферросплавов, стали, текстиля и других товаров. По сравнению с предыдущим годом мы стали больше (на 11%) экспортировать товары потребления – в основном мебель и кухонное оборудование, лекарственные и косметические препараты и средства, а также продовольственные товары.

Экспорт инвестиционных товаров отметил рост приблизительно 22% в основном за счет увеличения доли машин, приборов, аппаратов, запчастей и оборудования. А вот экспорт энергетических ресурсов в прошлом году увеличился незначительно.

С точки зрения географической структуры львиная доля – 70% – нашего экспорта ориентирована на развитые страны – члены ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Торговые операции со странами – членами ЕС составили 61%. Рост продаж идет в основном за счет увеличения экспорта болгарских товаров в Германию, Италию, Грецию и Румынию. В последние годы увеличивается экспорт и в страны Балканского полуострова. Самым значимым нашим партнером стала Сербия.

Но сфера наших интересов не ограничивается только европейским континентом. Болгарский экспорт в страны Америки и Азии тоже увеличился, соответственно на 4,3% и 7,5%.

После присоединения Болгария стала причастной ко всем преференциальным торговым договоренностям ЕС. В результате этого с рядом партнеров была оговорена адаптация торговых договоренностей. Полученные данные свидетельствуют об увеличении объемов и стоимости нашего экспорта в основном в страны Западных Балкан, государства Евросредиземноморья.

Из-за географической отдаленности от Болгарии и иных трудностей не расширяются торговые операции с другими преференциальными партнерами ЕС – такими странами, как Чили, Мексика и ЮАР.

«ДЛ»: Может ли Болгария, став членом ЕС, рассчитывать на свой туризм как на жизненно важную отрасль? На какой круг туристов нацелена страна в окружении таких «магнитов», как Австрия, Франция, Италия и Турция?

Я.К.: В последние годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию постоянного увеличения числа интуристов, выбравших Болгарию местом своего отдыха. А значит, растут и доходы от этой сферы.

За первые девять месяцев 2007 года чистый баланс услуг составил 1,2 млрд. евро (рост, по сравнению с тем же периодом 2006 года, – 14,1%), доход от туризма превышает его половину. Свободное передвижение людей из стран – членов Евросоюза активизировало этот процесс. Но это внешние причины. Есть и внутренние. На болгарском рынке появились низкобюджетные авиакомпании. Это улучшило конкурентоспособность страны, сделало ее более туристически привлекательной.

«ДЛ»: Болгария вместе с Россией принимает участие в нескольких проектах в области энергетики. Ощущаете ли вы зависимость от ЕС? Ведь Европа стремится к диверсификации и вряд ли будет приветствовать укрепление отношений не только с мощным восточным поставщиком газа и нефти, но и с серьезным инвестором.

Я.К.: Развитие технологий и индустриализация стран за последние десятилетия привели к значительному увеличению потребления топливно-энергетических ресурсов. А значит, снижение зависимости от поставщиков становится все более важной частью политики. Охрана окружающей среды и уменьшение последствий изменения климата в будущем тоже непосредственно связаны с энергетикой. Вот почему отрасль энергетики в последние годы стала приоритетной в политике ЕС. Полагаю, ее главенствующая роль сохранится и в следующие десятилетия.

Лидеры ЕС приняли План действий по энергетике, в котором определили четыре приоритетных проекта европейского значения. Один из них – магистральный газопровод «Набукко». Это проект приоритетен и для болгарской стороны, ставшей одним из его инициаторов и активных участников.

У Болгарии нет значимых энергетических ресурсов, уже несколько десятилетий мы импортируем их – преимущественно из России и стран бывшего СССР. Через Болгарию транзитом проходит в Турцию, Грецию и Македонию в несколько раз больше газа, нежели сама она потребляет, и источником этого газа является Россия.

Независимо от того, что наша страна стала членом ЕС, мы продолжаем относиться со всей серьезностью и ответственностью к партнерству с Россией в области энергетики. Отношения эти развиваются на основе сбалансированного, экономически приемлемого подхода в отношении энергетического сырья, учитывающего национальные интересы и принимающего общую политику Европейского союза в области энергетики.

Конечно, Болгария внимательно следит за диалогом между ЕС и Россией и поддерживает проведение совместной гибкой и скоординированной внешней политики в области энергетики ЕС в отношениях с Россией. Этот диалог очень полезен для защиты интересов союза.

Создавать подходящую энергетическую инфраструктуру необходимо. Благодаря нашим традиционно хорошим отношениям с Россией и нашей репутации надежного партнера стороны пришли к договоренности по проекту газопровода «Южный поток».

Этот газопровод, пролегающий по дну Черного моря, обеспечит поставку российского природного газа в страны – члены ЕС: в Болгарию, Грецию и Италию.

В целом болгарская сторона считает проекты «Набукко» и «Южный поток» взаимодополняющими и исключительно необходимыми для энергетической безопасности Европы.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру