Скрытое лицо войны

Девочек-солдат используют как секс-рабынь.

У войны не женское лицо. И уж точно не детское. Во всяком случае, так должно быть. В действительности же картина совсем иная. Несовершеннолетние девочки, из которых делают солдат и секс-рабынь – это реалии сегодняшнего дня, начала ХХI века. “Когда люди представляют себе конфликт, они думают о воюющих мужчинах, но именно девочки являются скрытым лицом войны”,сказал как-то руководитель благотворительной организации  Save The Children Майк Ааронсон.

Департамент общественной информации ООН обнародовал в марте список "Десять историй, о которых мир должен знать больше". Такие списки каждый год составляются, чтобы привлечь внимание государств-участников ООН к проблемам, которые представляют опасность для человечества, однако по разным причинам степень их угрозы недооценивается.

Одним из пунктов, которые обходят вниманием мировые СМИ, в этом списке значится проблема девочек-солдат. Речь идет о девочках, которых насильно вовлекают в военные конфликты.

Несколько лет назад британская газета Guardian опубликовала очерк своего африканского корреспондента Рори Кэрролла о “женском батальоне”, участвующем в гражданской войне в Либерии. Журналист пишет: “Женщины-солдаты для Африки не в новинку: они участвовали в конфликтах в Сьерра-Леоне, Уганде и Конго, но основные их обязанности были не на поле боя, а после сражений, когда командирам-мужчинам требовались еда и секс. В штаб-квартире повстанцев в Монровии [столица Либерии“МК”] на первом этаже есть комната с четырьмя гражданскими – девушками-подростками. "Командиры дают нам еду, а мы им ласку", – говорит одна”.

***

...Конголезская девочка Ева стала матерью в 13-летнем возрасте. Девчушку похитили боевики одной из вооруженных группировок на востоке страны по дороге в школу, изнасиловали ее и в течение двух с лишним лет использовали как секс-рабыню.

После нескольких неудачных попыток, Еве все-таки удалось сбежать от своих мучителей. Но к этому моменту она была беременна. Девочка скиталась от деревни к деревни – ее нигде не принимали. Местные общины попросту выгоняли ее. Так было до тех пор, пока она не нашла прибежище в госпитале в Букаву (Демократическая Республика Конго).

Этот пример – лишь один из многих.

Даже вырвавшись из рядов боевиков, девочке практически невозможно вернуться к нормальной жизни. Речь не идет даже о том, что детскую психику не восстановишь после военно-сексуального ада. И не о том, что в африканских да еще военно-полевых условиях риск заболеть СПИДом чрезвычайно высок. Гигантская проблема даже просто внешне “вписаться” в тот мир, откуда ребенок был вырван. Местные жители презирают их и изгоняют, с одной стороны, из-за того, что девочки ассоциируются с боевиками, с другой – из-за того, что после изнасилования на них лежит “пятно”.

***

Вообще на Западе о детях-солдатах, используемых в разных горячих точках, говорят немало. Но в основном о мальчиках. О девочках-солдатах, вынужденных сражаться в рядах повстанческих группировок за неведомые идеалы и удовлетворять похоть “товарищей по оружию”, миру известно меньше. По данным ООН, почти 55 млн. девочек в мире лишены возможности посещать школу, а еще на долю девочек приходится почти 40% детей-солдат, используемых в вооруженных конфликтах.

Их рекрутируют в вооруженные группировки и как бойцов, и как поварих, используют для переноски грузов, для разведки. И в первую очередь, как сексуальных рабынь.

По данным организации Save The Children, более 120 тысяч девочек и молодых женщин вынуждены выполнять рабский труд для различных вооруженных групп в "горячих точках”. Факты, которые публикуют различные организации, просто убийственные. В конфликте в Шри-Ланке принимают участие более 20 тысяч девочек (чуть меньше половины всех воюющих детей). Почти треть детей-солдат, воюющих на севере Уганды – девочки. На протяжении последних двух десятилетий повстанческая Армия Сопротивления Господа, действующая в Уганде, похитила более 30 тысяч мальчиков и девочек, сделав из них своих солдат.

В июне прошлого года миссия ЮНИСЕФ зафиксировала, что в повстанческих группировках, действующих в Центральноафриканской Республике, сражаются до 500 детей, среди которых есть и девочки. Многие молодые девушки насильно превращаются в жен и наложниц повстанцев. Кроме того, девушек заставляют расплачиваться “натурой” за право передвижения через многочисленные пропускные пункты, расставленные боевиками.

В докладе Генсека ООН (осень 2007 г.) говорится, что не только девочки, а иногда и мальчики становятся во время вооруженных конфликтов жертвами различных форм сексуального насилия. В суданском регионе Дарфур, раздираемом  междоусобицей, изнасилование превращено в один из способов ведения войны, который применяют вооруженные группировки. Там насилуют специально для того, чтобы унизить и вынудить несчастных девочек и их семьи уехать прочь.

Особенно высокий уровень сексуального насилия в отношении детей – в Демократической Республике Конго (ДРК) и Бурунди. В 60% случаев изнасилования в Кисангани на севере ДРК жертвами оказались несовершеннолетние в возрасте от 11 до 17 лет.

***

То, что ООН озаботилась проблемой девочек, которых насильно превращают в “солдатских жен”, это правильно. Правда, у самой этой организации, а точнее, у отдельно взятых ее сотрудников, тоже рыльце в пуху. В 2002 году из лагерей для беженцев в Западной Африке стали поступать сообщения о том, что работники гуманитарных организаций совращали детей. Детей домогались миротворцы, сотрудники ООН и неправительственных организаций. Девочки (им было от 13 до 18 лет) рассказывали ООНовским следователям, что сотрудники благотворительных организаций выдавали детям еду и воду в обмен на секс. Самый громкий секс-скандал с участием миротворцев ООН в Африке разгорелся несколько лет назад. ООНовских военнослужащих обвинили в  изнасиловании местных женщины и девочек. Сообщения о том, что сексуальному насилию подвергаются тринадцатилетние девочки, начали появляться в начале 2004 года.

Один из миротворцев занимался сексом с 14-летней конголезкой. С девочкой он щедро расплатился: один доллар и два куриных яйца. С другой местной несовершеннолетней тот же военный расплатился еще щедрее: $3 плюс пакет молока. Кто-то скажет, что все происходило по согласию, как же, ведь в обмен на секс миротворцы давали девчонкам еду или даже небольшие суммы денег... Тем более, что девочки действительно сами регулярно посещали расположение миротворцев и отрабатывали своими черными телами то три, то пять долларов. Эдак недалеко до того, чтобы вообще представить забавляющихся с девочками дяденек в голубых касках как благодетелей. Как же, дают подзрабаотать, не пропасть с голоду. Прямо как в том анекдоте: “Имею ее – и плачу!”

Дело дошло до того, что в 2005 году “голубым каскам” в Демократической республике Конго запретили вступать в сексуальные отношения с местными жителями.

Миротворцы из ООН оказались вовлечены в секс-скандалы не только на черном континенте, но и в Европе. Несколько лет назад "Международная амнистия" распространила доклад, в котором говорилось, что военнослужащие сил ООН и НАТО в Косово используют продаваемых женщин и девочек для сексуальных утех, а некоторые военные сами вовлечены в торговлю людьми. В документе говорилось, что миротворцы составляют до 20% тех, кто пользуется проданными женщинами и девочками.

А буквально на днях британская неправительственная благотворительная организация «Спасите детей» (Save the Children) в своем докладе «Не к кому обратиться», составленном на основе интервью с 129 девочками и 121 мальчиком в возрасте от 10 до 17 лет в Гаити, Судане и Кот-д'Ивуаре, рассказала о многочисленных фактах сексуального насилия над детьми со стороны миротворцев и других сотрудников миссии ООН. Генсек ООН Пан Ги Мун признал правдивость вопиющих фактов и пообещал провести расследование.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру