Кто научит учителя?

Не далее как через две недели младшая школа сразу 14 российских регионов переходит на образовательный стандарт нового поколения. Его отличительная черта – отказ от безраздельного господства знаниевого подхода, накачивающего школьников избыточной информацией, и перенос центра тяжести работы педагога на развитие личности учащегося. Неясно только, кто этим займется. Российские педвузы продолжают готовить учителей по старой – знаниевой – программе.

Полная смена целевых установок образования в связи с принятием нового образовательного стандарта вызвала к жизни новые подходы к обучению. Государство придает им столь важное значение, что закрепило в специальном законе, и в первую очередь – формирование у учащихся компетентностей, т.е. умений применять знания на практике, а также воспитание чувства патриотизма и «российской самоидентичности». Помимо этого новый образовательный стандарт впервые наделил школьников правом учиться в подобающих условиях, т.е. на современном компьютерном и лабораторном оборудовании, у хороших учителей и по хорошим пособиям. Таким образом, по замыслу разработчиков из Российской академии образовании (РАО), введение нового госстандарта образования становится залогом переориентации образования с процесса на результат, а значит, выпуска во взрослую жизнь компетентной и успешной личности. 

Новые задачи будут решаться по новым школьным программам. И уже 1 сентября их опробуют на школьниках 1-х—4-х классов сразу 14 пилотных регионов России – фактически в каждой пятой российской школе. С утра, как и прежде, детей там будут учить по инвариантной (обязательной для всех школ страны) программе – родному языку, арифметике и чтению. Вся же вариативная часть школьной программы (то, что прежде вводилось по выбору региона или школы, например, москвоведение или основы православной культуры), будет перенесена на вторую половину дня. (В общей сложности, рассказал «МК» глава группы разработчиков нового госстандарта образования, член-корреспондент РАО Александр Кондаков, она составит до трети школьной программы). 

На это же время дня придется и «духовное воспитание» с «российской самоидентификацией». Причем и то и другое по новому стандарту становятся обязательными и приравниваются к учебным занятиям. Необязательными останутся лишь факультативы и кружки, отнесенные на вечерние часы. 

Надвинувшаяся перспектива вызывает массу вопросов, и прежде всего – связанных с явным удлинением «рабочего дня» школьника. «Со всеми этими кружками и патриотическим воспитанием уже с 1-го класса дети будут сидеть за партами по 10 часов в день», – предсказывает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак. «В хороших школах, конечно, директора смогут настоять на том, чтобы «все это было отнесено на лето», но подавляющее большинство остальных возьмут под козырек» , – не сомневается он. 

Однако есть и другой принципиальный вопрос. Переориентировать школу с накачки знаний на формирование у учащихся умений и навыков могут лишь обученные этому учителя. А их в России по-прежнему нет. Даже в столичных педвузах, причем передовых во всех остальных отношениях, будущих педагогов учат по старым программам: как заложить в головы школьников побольше знаний. Периферия же к этой проблеме не подступалась вовсе. 

Так, например, в Московском городском педагогическом университете в соответствии с духом времени готовят даже тьюторов – специалистов, способных «вести преподавание на языке современных технологий». «Информационные технологии в преподавании физике, химии, истории – все это осуществляет тьютор, он помогает учителю найти общий язык с современным учеником, разговаривать на понятном ему языке», – рассказал на интернет-конференции ректор МГПУ Виктор Рябов. 

Однако принципиально новой подготовки учителей в связи с начинающимся переходом на новый образовательный стандарт нет и здесь, фактически признал он «МК». «По большому счету, – по словам ректора, – ничего не меняется. Для настоящего учителя важны любовь к ученику и профессионализм. А вот профессионализм сейчас понимается широко. Общекультурный профессионализм недостаточен, он должен дополниться владением современными информационными технологиями. Усложнилась сама жизнь. В советское время было легче работать. Сейчас требуется не только умение передавать знания, но и умение предлагать варианты решения проблем, воспитывать новое мышление, чтобы человек был способен на действие, а не просто усваивал сумму знаний». 

Как именно это будут делать учителя в новых условиях, непонятно. Тем не менее эксперимент по переходу на новый образовательный стандарт идет вширь. Вслед за младшей школой, по словам Кондакова, в основной он начнется уже в 2009 году, а в старшей – 1 сентября 2010 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру