После новостей — тех, воскресных, никто не разошелся. Сидели на кухне и слушали диктора: "Мы начинаем свой выпуск с трагических новостей. Вчера ночью в Перми произошла авиакатастрофа…"
Летел "Боинг" по синему небу: хотел посадки, вышла смерть. Говорят, перед вылетом самолет был исправен. Говорят, предполагаемая причина крушения — отказ двигателя. Говорят, "Боинг" может летать с одним двигателем. Это надежная массовая машина. Говорят…
Первый канал дал в эфир разговор с диспетчером. Диспетчер намекнул на неадекватность пилота: надо было снижаться, а он стал набирать высоту…мы ничего не успели понять…связь прервалась…а потом увидели вспышку на радаре…
И еще что-то, и еще что-то про человеческий фактор. Традиционно…
Потом рассказы очевидцев про огненный шар, упавший на рельсы; горящую землю и сотни обломков с надписью "Аэрофлот".
"Меня разбудил мощный гул. Сразу оделся и побежал на место, никаких пожарных и милиции еще не было. Увидел развороченное железнодорожное полотно, поваленные столбы и горящие мелкие обломки, которыми была завалена вся округа. Среди горящих обломков лежали сиденья с пристегнутыми трупами", — это рассказ очевидца. Наверное, именно так выглядит ад на земле.
А разбитый Транссиб — рельсы согнулись в дугу — сейчас рабочие чинят. Все поезда пустили в объезд. А те, пятеро опоздавших — трое детей и двое взрослых — как они? Знают ли, что Бог есть?
"Боинг" упал на рельсы. Рядом стоят дома. Представьте, мы могли бы писать "стояли" при поправке в полкилометра. И хочется видеть героя в капитане, который увел от домов "огненный шар".
И в интернете подробности произошедшего: интервью, репортажи, мнения. Делимся, обсуждаем. А толку? Десять версий на 88 смертей. Через месяц узнаем, в чем дело. Нам расскажут нужную правду. А та, настоящая, останется в черном ящике. Может, это и к лучшему.
Помните, что было два года назад недалеко от Донецка? Деревня Сухая Балка, Ту-154, "Анапа — Санкт-Петербург", 170 человек на борту. Все летели домой после юга. Все летели в грозу…
Сколько слез и трагедий. Сколько смерти и ужаса. Вы помните? И те же догадки, гипотезы и комментарии. Через месяц мы обо всем узнали:
"Техническая Комиссия пришла к следующему заключению. Причиной катастрофы самолета Ту-154М RA-85185 авиакомпании "Пулково" явился вывод самолета при полете в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой вертикальной скоростью.
Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний Руководства по летной эксплуатации по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую".
Легче не стало.
Сейчас все выводы преждевременны. И если увидите "новые подробности" — не верьте. Какие у смерти подробности? Вчера на "Вестях" был эксперт — заслуженный летчик-испытатель, герой России Рубен Есаян:
"Вы знаете, я бы пока скоропалительно таких бы выводов не делал. Пока, я еще раз говорю, не будет расшифровок. Потому что о том, какая ситуация сложилась на борту, которая привела к катастрофе, никто пока сказать не может.
Вот когда мы расшифруем все расшифровки и поймем, что командир корабля принимал все меры, чтобы не упасть на дома, ситуация была настолько сложной и катастрофичной, тогда мы можем говорить, что да, экипаж принял все меры для того, чтобы предотвратить падение самолета на дома".
Почему-то я ему верю. Да и какие могут быть выводы, пока длится минута молчания…