Секреты советской техники (ФОТО)

Ботинки Ленина стали объектом научных исследований.

Чем только не приходилось заниматься нашим ученым! О безграничных горизонтах научно-технического творчества в России рассказывает только что открывшаяся экспозиция в выставочном зале федеральных архивов.

Среди экспонатов — совсем недавно рассекреченные материалы по созданию первых радиолокационных станций дальнего обнаружения и схема «засечки» новейшими по тем временам советскими радарами, установленными в Николаеве, Ташкенте и Комсомольске-на-Амуре, пуска американского космического корабля «Аполлон». Представлен компоновочный чертеж спускаемого аппарата для первого полета человека в космос с визой С. П. Королева. Здесь же — «Дело о рекордах, установленных Ю. А. Гагариным на корабле-спутнике «Восток», документация с предварительными расчетами теплозащиты скафандра для выхода на поверхность Марса, разработанного НПО «Звезда» в 1969 г., эскизный проект «защитного снаряжения космонавтов для полета на объекте «Восток-3» (1960 г.)…

В числе прежних советских секретов, демонстрируемых на выставке, — эскизы конструкции железнодорожного локомотива с ядерным реактором, который пытались создать в 1964 г. Представлены значившиеся прежде под грифом «Для служебного пользования» проектные разработки плотины в Керченском проливе. Еще в 1974-м планировали связать рукотворным перешейком берега Крыма и Кавказа: на схеме — плотина длиной в 7,5 км, снабженная судоходным шлюзом и рыбоходным каналом, подъемно-опускным мостом, а по верху ее проложены рельсы железной дороги.

Из самых «глубин» ХХ века до нас дошли засекреченные тогда творения военных инженеров — вроде реактивной глубинной бомбы, например. А вот заявка на изобретение электрического прорезателя сетей, датированная 1934 г. Чтобы проделать проход в заградительной сети, подводная лодка использует специальное устройство, режущее проволоку при помощи электрической дуги. Любопытно, что среди фамилий авторов изобретения значится А. Александров — будущий наш знаменитый академик.  

Не предавались прежде широкой огласке и некоторые совсем  «мирные» разработки советских инженеров и исследователей, выставленные в зале. К примеру, отчет специалистов НИИ мясной промышленности, занимавшихся в 1973 г. очень актуальной по тем временам темой: «Применение белковых заменителей мяса при производстве колбас».

Очень любопытный документ — письмо-«сопроводиловка», датированная 23 марта 1936 г. На бланке значится: «Народный комиссариат внутренних дел. Главное управление исправительно-трудовыми лагерями.» А в самом письме, адресованном в Комитет по изобретательству и подписанном зам. начальника ГУЛАГ НКВД Абрамовым, — просьба выдать авторское свидетельство за разработку «Комплексного способа использования водорослей». Среди нескольких создателей нового метода переработки морских растений с выделением из них ценных йодо- и бромосодержащих веществ упомянута фамилия П. Флоренского. Известный богослов, философ, ученый и священнослужитель, отправленный в лагерь на Соловки, умудрялся и там заниматься научной работой.

Любителей автомобильной истории наверняка не оставят равнодушными архивные материалы, связанные с разработкой новых образцов колесной техники. Эскизы и чертежи с изображением улучшенных вариантов кузова для автомобиля «Победа», документация по созданию прицепов-дач к «Волге», фотографии опытных образцов «Макси» — «перспективного автомобиля для индивидуального пользования», над которым трудились проектировщики в 1967-м.  К слову сказать, небезынтересно взглянуть на страничку отчета по теме «Ожидаемые размеры насыщенности городов СССР средствами пассажирского транспорта», подготовленного специалистами Академии коммунального хозяйства в далеком уже 1948 г. Согласно их прогнозам, через 20 лет в крупнейших городах Союза на каждую тысячу жителей должно быть по 15-18 частных автомобилей, по 10-12 служебных авто и по 2-3 такси. В реальности эти показатели оказались гораздо ниже.

На нескольких листах представлен очень масштабный архитектурный проект, датированный 1954 г. и названный условно «Народ — вождям». Тогда, через год после смерти Сталина, был объявлен конкурс на создание грандиозного Пантеона — «памятника вечной славы великих людей Советской страны». Пантеон планировали соорудить на Ленинских горах, неподалеку от высотного здания МГУ, и именно туда предполагалось перенести саркофаги с забальзамированными телами Ленина и Сталина, а также урны с прахом всех захороненных у кремлевской стены. Планам этим не суждено было сбыться, но конкурс все-таки состоялся. На выставке представлены акварельные эскизы Пантеона, созданные В. Свирским. 

А вот это, хотя и «мелкая тема», но тоже чисто идеологическое задание. Срочная, внеплановая научно-исследовательская работа во ВНИИ пленочных материалов и искусственной кожи, датированнная 1980-м годом: «Разработка и изготовление резины для набоек каблуков копий обуви В. И. Ленина».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру