Прощай, ЕТС!

В каждой школе учителя будут получать по-своему.

Через два с небольшим месяца – 1 декабря – отечественные школы, колледжи и вузы должны перейти на новую форму оплаты труда. Это значит, что изменится сам принцип распределения «денежного пирога». О том, как это будет выглядеть, рассказал заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский.

Единая тарифная сетка просуществовала в России почти полутора десятка лет. Она была введена в начале 1990-х годов, когда страна переживала отнюдь не лучшие времена и приходилось на всем экономить. В том числе и на зарплатах педагогов. Принцип ЕТС был простой – каждый педагог получал зарплату в соответствии со своим разрядом (их было 18) и количеству проведенных уроков. Однако вскоре выяснилось, что при всей унифицированности, втиснуть все многообразие педагогической деятельности в «сетку» нельзя. Кроме того, ЕТС была уравнительной системой – она совсем не стимулировала качественный труд: и хороший, и плохой учитель при равенстве разрядов и учебных часов получали одинаково. 

Новая система оплаты труда, по словам Владимира Миклушевского, предполагает разделение всех бюджетников по видам экономической деятельности. Это будет даже не отраслевая, а ведомственная система оплаты труда, то есть в каждом учебном заведении (школе, колледже, вузе) постепенно сложится свой штат сотрудников и своя система зарплаты.

Как это будет выглядеть на практике? Заработок педагогов будет состоять из двух частей: гарантированной, которая не может быть меньше нынешней (без учета премий и иных выплат) и стимулирующей (ее величина будет напрямую зависеть от мнения руководителя учебного заведения о качестве труда работника). Понятно, что ректоры вузов, директора колледжей, училищ и школ получат большие прав по распределению бюджетных денег. Они смогут сами решать, сколько и кому нужно платить, а также какие специалисты нужны для успешного функционирования альма-матер. При этом собственный оклад руководителя будет напрямую зависеть от средней зарплаты в учреждении.

Предполагается, что при новой системе директор школы будет напрямую заинтересован в сокращении штата учителей – вот вам и решение проблемы дефицита кадров. Зато педагогам смогут платить вполне приличные суммы – за счет стимулирующей части. Что, во-первых, привлечет в школу хороших специалистов (даже из вузов), а во-вторых, заставит учителей по-другому относиться к своим обязанностям. Они не будут уже заинтересованы в увеличении количества уроков, как при ЕТС (следовательно, снизится нагрузка на школьников), но получат возможность повысить их качество.

При распределении премий директор школы станет учитывать не только квалификацию учителя и его педагогический стаж, но и то, сколько времени он проводит с детьми. Если учитель буквально горит на работе – занимается внеклассной работой (ходит с ребятами на экскурсии, в театр, на выставки), встречается с родителями, проводит школьные вечера и т.д., то ему заплатят больше, чем педагогу, просто отсиживающему часы в классе. От этого, как ожидается, выиграют и сами учителя (зарплата выше), и ученики – им станут уделять больше внимания. Да и родители тоже останутся довольны – в школе вновь появится воспитательная работа.

Правда, пока остается нерешенным вопрос, как обеспечить объективность оценки труда учителя. Некоторые специалисты опасаются, что директора школы мгновенно окружат «любимчики», и им он станет платить больше, чем остальным. Ведь внеклассную и воспитательную работу оценить очень трудно… Или, опять же, некоторых учителей станут активно выживать – чтобы распределить общий «пирог» на меньшее количество людей. В общем, вопросов по новой форме оплаты труда остается много. Надо подождать пару месяцев и посмотреть, что получится…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру