Пар над парламентом

От прогулов Думу не спасают даже авралы

В Госдуме аврал. Вчера депутаты договорились, что 1 ноября проведут дополнительное пленарное заседание: в среду на этой неделе в повестке дня было почти 40 вопросов, и сидеть пришлось до 22.00, в пятницу “нарисовалось” 49 вопросов, и перспективы рассмотреть их все выглядели туманными…

От прогулов Думу не спасают даже авралы
Рисунок Алексея Меринова

Оппозиция считает, что корень проблемы в новом графике работы, придуманном в целях борьбы с прогулами. А единороссы родили новый перл — по словам одного из депутатов, в аврале виноваты те, кто в Думе “выступает с утра до вечера беспрерывно”. В общем, парламент опять не место для дискуссий.

Депутат Антон Беляков («СР») сравнил прежний, годами обкатанный график работы Думы со “стареньким, но все еще добрым и крепким “Мерседесом”, взамен которого получили плохую машину. Плохая машина — новый график, внедренный с сентября: одна неделя — три пленарных заседания, вторая — заседания комитетов, “круглые столы”, парламентские слушания, третья — три пленарных заседания и четвертая — работа в округах. Но с самого начала выяснилось, что появляться в здании на Охотном Ряду только ради участия в заседании комитета многим депутатам не хочется, и, к примеру, Комитет по бюджету и налогам, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по финансовому рынку и Комитет по экономической политике проводили на этой неделе свои заседания как раз в дни “пленарок”…

Перегруженность повесток пленарных заседаний многие депутаты связывают как раз с неудачным графиком. В урочное время — с 10.00 до 18.00 с двумя перерывами — рассмотреть 40—50 вопросов невозможно. Значит, остается либо сидеть до упора, злясь друг на друга, либо ограничивать обсуждение каждого законопроекта, рискуя нарваться на обвинения в “затыкании ртов” оппозиции, либо заимствовать опыт Совета Федерации, где одна минута на закон считается обычным делом.

Вчера представители оппозиционных фракций обращали внимание на то, что и проблему явки при помощи нового графика решить не удалось. В среду около восьми вечера утомившиеся народные избранники снова взялись за старое: стали считаться по головам. Результаты подсчета оказались плачевными: справороссы, к примеру, утверждали, что в зале сидит лишь 107 депутатов, доверенности на передачу голоса оставил 51 человек, а значит, голосовать вообще нельзя — налицо меньше половины списочного состава палаты. В какой-то момент обстановка стала накаленной, тем более что обсуждать предстояло в том числе скандальный законопроект о введении нового порядка расчета и оплаты больничных листов. Поэтому думское большинство решило не рисковать и перенести голосование по восьми правительственным инициативам на пятницу. Ранее такое не практиковалось: депутаты годами жестко придерживались правила “голосование по вопросу — в тот же день, что и обсуждение”.

Фото: Александр Астафьев

Конечно, не только депутаты виноваты в том, что аврал стал хронической болезнью российского парламента. Немалую лепту в усугубление организационных проблем вносит правительство. Оно то месяцами или даже годами не может определиться с позицией по конкретному законопроекту (без чего единороссы и чихнуть боятся), то требует принять все оптом и немедленно.

Что-то, видимо, делать придется. Пока же жирную точку в дискуссии на эту тему поставил обычно молчаливый Михаил Эверстов (“ЕР”). Уточнив, что в среду вечером “в зале было 153 депутата, а 23 были в кафе и коридорах”, он назвал новый график оптимальным, потому что “Россия — самая большая страна в мире”. В том, что повестка дня не всегда выполняется, виноваты, по версии г-на Эверстова, те, кто “выступает здесь с утра до вечера беспрерывно. Если бы они поменьше выступали, мы бы работали еще лучше”.

Услышав новую интерпретацию грызловского “парламент не место для политических баталий”, депутаты зааплодировали.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру