Омское время на часах МВД

Замминистра Александр Смирный расставляет неспокойные кадры по всей стране

Сегодня страна в последний раз отметит День милиции. Уже в следующем году ей на смену придет честная, высокопрофессиональная полиция.

Вот только кто будет служить в обновленной полиции, до сих пор остается вопросом. 700 тысяч человек не вырастить в пробирках “Сколково”. И главное — кто будет претворять эти реформы в жизнь? Нынешние милицейские генералы?

Водителю, спьяну угробившему казенный лимузин, глупо доверять новую машину. Так же, как и ложиться под нож хирурга, уже зарезавшего десяток пациентов.

Замминистра Александр Смирный расставляет неспокойные кадры по всей стране
Рисунок Алексея Меринова

Часы МВД отсчитывают сегодня омское время. С недавних пор главным критерием карьерного роста стала принадлежность к этому сибирскому региону.

Такую политику проводит выходец из Омска, зам. министра Александр Смирный — человек, по праву считающийся серым кардиналом МВД.

Именно Смирный является основным идеологом и проводником милицейской реформы, а значит, совершенно незаменимым для министра человеком. В МВД поговаривают, что несколько раз, когда Нургалиев отказывался назначать людей Смирного, тот в ответ грозил увольнением, и министр в итоге отступал. Кто же без Смирного будет разрабатывать реформы?

За последние несколько лет стараниями Смирного более двух десятков его земляков были назначены на генеральские должности в регионах и центральном аппарате. Порядка тридцати одногруппников зам. министра по Омской школе МВД стали генералами.

Не обошлось, правда, и без скандалов. Так случилось, когда Смирный попытался поставить на Псковское УВД Виктора Лесняка, незадолго до того снятого с поста министра внутренних дел Тывы по личному указанию президента. (Подчиненные Лесняка дважды за день устроили расстрелы людей на улицах.)

“Герои” милицейской реформы — Александр Смирный.

Не состоялось и назначение начальником транспортного управления МВД другого протеже Смирного, генерала Андрея Алексеева, руководившего прежде Московским УВД на железнодорожном транспорте (самым, пожалуй, коррумпированным в системе; кто хоть раз бывал на столичных вокзалах — меня поймет). Пришлось довольствоваться транспортным управлением ЦФО.

Еще более шумная история возникла с представлением генерал-майора Анатолия Журавлева на должность главного кадровика столичного ГУВД. (“МК” подробно писал об этом 17 сентября.)

Бывший начальник Новгородского УВД и министр внутренних дел Калмыкии Журавлев — фигура одиозная. Отовсюду, где он служил, убирали его со скандалами. В Новгороде Журавлева прямо обвиняли в попустительстве бандитским группировкам, в Калмыкии — в потакании коррупции. Отставки Журавлева требовало все калмыцкое руководство и депутатский корпус.

В конце концов после пьяного дебоша, устроенного начальником УСБ МВД в дежурной части Элистинского УВД, и последующего избиения милиционеров, осмелившихся написать о том рапорты, Журавлева экстренно пришлось снимать. Но омские омских не бросают. Сейчас генерала пытаются назначить зам. начальника ГУВД Москвы по кадрам (вопреки, кстати, мнению Владимира Колокольцева).

Если реформу будут проводить такие чудо-полицейские, как Журавлев, Лесняк или Лапин (это новый начальник Ростовского ГУВД, прежде снятый с поста министра внутренних дел Карачаево-Черкесии за развал), она изначально обречена на неудачу!

Впрочем, все эти люди выглядят просто ангелами на фоне другого протеже Александра Смирного — начальника криминальной милиции Подмосковья Ивана Шаева. Этого человека прочат сегодня в руководители Нижегородского ГУВД, хотя по-хорошему — его давным-давно следовало бы гнать из органов поганой метлой. Однако поддержка зам. министра Смирного заменяет собой любые индульгенции...

* * *

Про дела генерала Шаева мне доводилось писать не раз. В 2007 году он приказал отпустить находящегося в федеральном розыске члена одной ОПГ, задержанного ГУБОП МВД. Произошло это, несмотря на то, что задержанный вел себя нагло, материл следователя и оперов, а под конец демонстративно разбил казенный принтер.

В разговоре со мной Шаев каялся, уверял, что не разобрался в ситуации. Тогда я почти ему поверил. Теперь понимаю: это была отнюдь не оплошность...

Как не было оплошностью и уничтожение по приказу Шаева бесценных архивов подмосковного УБОПа (“МК” от 20 и 27 сентября). Материалов оказалось так много, что жгли их целую неделю.

К счастью, у Шаева нет доступа к базам данных ФСБ и собственной безопасности МВД. В этих секретных файлах скопилось немало материалов, характеризующих генерала именно как начальника криминальной милиции. Криминальной — в прямом смысле слова…

Как и Смирный, Шаев тоже уроженец Омска. В родном регионе дослужился до зам. начальника УВД. Обычно с таких должностей люди идут только наверх, но Шаев предпочел другой путь: десять лет назад перевелся с понижением в Подмосковье начальником Мытищинского РУВД.

Впрочем, все становится более-менее понятным, если вспомнить, что Мытищи — один из самых богатых и развитых районов области.

Доказать это, конечно, непросто, но в оперативных документах многократно писалось, что именно с начала десятилетия большинство предприятий района окончательно перешли под милицейскую “крышу”.

На правах анонимности сотрудники УВД рассказывали мне, что свою долю милицейским начальникам отстегивают едва ли не все местные предприниматели, включая сутенеров. (По числу плотности жриц любви на каждый километр Ярославское шоссе давно уже перещеголяло Ленинградку.)

Несколько лет назад по материалам УСБ даже возбуждалось уголовное дело против начальника 1-го Мытищинского отдела милиции Ольги Мешковой, трое суток не выпускавшей ночных бабочек, требуя полной оплаты оброка.

В “зоне обслуживания” УВД — рынок нелегалов-рабочих, торговые точки, строительные фирмы, алкогольный бизнес. О последнем милицейском увлечении следует рассказать подробнее.

В марте 2003 года по личному указанию министра в Мытищи выехала совместная бригада МВД и налоговой службы. Она должна была проверить местных водочных оптовиков, которыми также славится район.

Результаты превзошли все ожидания. На складах фирм “Алкобизнесторг”, “Осетинская водочная компания”, “Мытищи+” проверяющие нашли 720 тысяч контрафактных бутылок водки. Кроме того, здесь хранились пломбираторы, упаковки акцизных марок, черная бухгалтерия. Общая сумма изъятого зашкаливала за миллион долларов.

Стоит ли добавлять, что мытищинская милиция никогда прежде на эти склады не захаживала, разве что за месячным оброком. И уж тем более не вызывает удивления странная позиция, которую Шаев занял в ходе проверки.

Начальник УВД до последнего не хотел брать склады под охрану. Он придумывал любые отговорки, а тем временем злоумышленники потихоньку вывозили описанное имущество.

Лишь под вечер, под угрозой увольнения, Шаев отдаст наконец долгожданный приказ. Сколько вещдоков комбинаторы к тому времени успели уничтожить — одному Богу известно.

Впоследствии, письменно докладывая министру Грызлову об итогах проверки, начальник собственной безопасности МВД особо отразит неприглядную роль Ивана Шаева, а также констатирует: нелегальных водочников прикрывают в Мытищах сотрудники правоохраны.

Впрочем, на дальнейшей карьере Шаева ни этот случай, ни обилие проституток вдоль Ярославской трассы никак не сказались. В 2005 году его назначили первым зам. начальника областного ГУВД. Отныне отвечал Шаев за всю криминальную милицию.

Разумеется, я не могу писать о том, что не в силах подтвердить документально, хотя, поверьте, многие сотрудники ГУВД с возмущением рассказывали мне, как милиция с приходом Шаева начала превращаться действительно в криминальную.

На каждый район, например, регулярно спускается теперь разнарядка: сколько юридических лиц и фирм следует “проверить”. Как правило, после первой же проверки большинство коммерсантов предпочитают договариваться полюбовно, зато упрямцев ждут крупные неприятности.

Мне известен целый ряд примеров, когда по прямому указанию генерала Шаева преступники уходили от возмездия, а собранный материал растворялся бесследно.

Так случилось, например, в июле 2007 года, когда группа крепких молодых людей ворвалась в коттедж гражданки Аксановой в Щелковском районе. Они вышибли въездные ворота, демонстративно прострелили окно и потребовали 2 миллиона долларов; эти деньги муж Аксановой якобы задолжал человеку, их пославшему.

К следующему появлению гостей уже ждала засада сотрудников УБОП. Всех бомбардиров задержали, доставили в районное УВД, но дальше материалы почему-то никуда не пошли.

В своем заявлении потерпевшая Аксанова черным по белому написала: “по устному указанию заместителя начальника ГУВД Московской области Шаева И.М. собранные сотрудниками УБОП оперативные материалы, в том числе и видеосъемка задержания организованной группы рэкетиров, были кем-то изъяты и не поступили в Щелковскую городскую прокуратуру”. Уголовного дела, кстати, возбуждено тоже не было.

А вот другой, еще более вопиющий случай. В июне 2008 года сотрудники управления по налоговым преступлениям ГУВД накрыли в самом центре Истры, на улице Урицкого, подпольный зал игровых автоматов. Из 102 “одноруких бандитов” на налоговом учете, как того требовал закон, стояли только 28, да и те налогов никогда не платили.

Уже было подготовлено постановление на возбуждение уголовного дела, а владелец зала — некий гражданин Ревишвили — даже написал явку с повинной, как вдруг начальника отдела УНП Сергея Колесникова вызвали в ГУВД.

Подполковник Колесников служит сейчас в другом регионе. В отличие от бывших сослуживцев ничто не мешает ему быть откровенным. Он прямо рассказывает, что в главке получил жесткую команду: дело не возбуждать, автоматы вернуть. Исходила она от генерала Шаева.

Иван Шаев.

Приказ скрепя сердце Колесников выполнил. А через пару недель его бойцы накрыли в Истре очередной подпольный катран, вновь принадлежащий гражданину Ревишвили. Он-то и поведал, в чем крылась причина шаевской благосклонности.

По словам Сергея Колесникова, Ревишвили признался, что арендует у жены Шаева помещение в Мытищах. Генеральша через мужа и помогла ему закрыть все вопросы. (Почему — оставлю за скобками, хотя Ревишвили и эту тайну тоже раскрыл.)

Слова владельца автоматов подтверждает тот факт, что семье Шаевых действительно принадлежат 2 нежилых помещения в новом доме на улице Мира в Мытищах. Оформлены они на генеральскую дочь Анастасию.

Очень показательно, что застройщиком этого дома являлся строительный холдинг “Монолит”, с чьим хозяином Борисом Гуровичем молва крепко связывает Ивана Шаева. Здесь, на улице Мира, находится также и квартира дочери. Сам генерал с женой владеют жилплощадью в другом объекте “Монолита” — по улице Сукромка. Есть еще и пара гаражей: все в домах Бориса Гуровича.

Само собой, в том, что “Монолит” стал крупнейшим застройщиком в Мытищах и прилегающих районах, заслуги Шаева нет никакой; даром что реконструировал Гурович и УВД, и администрацию, и суд, а большинство конкурентов предусмотрительно уходили с дороги... Ну а разговоры про взаимовыгодную связку бизнесмена и милицейского генерала мы, конечно, в расчет принимать не будем.

Коли речь зашла о шаевской супруге, необходимо добавить, что Людмила Шаева является одной из самых богатых генеральш в МВД. По итогам прошлого года ее доход оказался третьим среди всех милицейских жен.

Людмила Геннадьевна — учредитель нескольких фирм, две из которых, правда, сама же налоговая в своей базе классифицирует как однодневки. Осведомленные источники говорят, что ее основная задача — вести семейный бюджет.

Судя по тому, что за последние несколько лет на жену, сына и дочь генерала было зарегистрировано более 10 шикарных иномарок (в том числе “Инфинити”, “БМВ Х-5”, “Ауди Q-5”), а на собственные средства он построил церковь в родном селе Ермаковка, на безденежье Шаевы не жалуются.

* * *

Когда в газетах сообщили, что Иван Шаев — самый вероятный кандидат в начальники нижегородской милиции, нижегородец по рождению Дмитрий Барченков написал письмо президенту. В нем он коротко рассказал, кто такой генерал Шаев.

5 июля 2006 года коммерсант Барченков пережил покушение на себя; его взорвали вместе с машиной в районе подмосковных Медвежьих Озер. Только чудом он остался жив — террористы не рассчитали диаметр брони “Мерседеса”.

Вскоре выяснилось: заказчиком покушения была щелковская преступная группировка “татар” и один из ее лидеров — Алексей Храмушин по кличке Глыба. Причина конфликта, как всегда, банальна: передел сфер влияния.

По меркам Щелковского района Дмитрий Барченков — почти олигарх. Ему принадлежит местный рынок, фармакологическая компания, он строит жилье и первый в области 5-звездочный высотный отель.

Конфликт начался как раз с рынка, где “татары” раньше правили бал. После прихода Барченкова оттуда исчезли наркотики, а бандиты перестали получать свою долю. Кроме того, на выборах главы Щелкова выиграл кандидат, поддержанный Барченковым; Глыба и его братва делали ставку на другого.

Оперативно-следственная группа, созданная из числа сотрудников МВД, ГУВД и прокуратуры, быстро напала на след преступников. Почти все исполнители, друг за другом, были найдены и арестованы. На сегодняшний день приговоры им уже вынесены.

А вот с главным заказчиком, Хромушиным-Глыбой, оказалось сложнее: он успел сбежать за рубеж.

Дело в том, что Глыба был не простым бандитом (даром что с незапамятных времен числился в картотеке РУБОПа), а особенным: он доводится зятем главкому ВДВ Герою России Владимиру Шаманову. Сын Шаманова, Юрий, — его лучший друг, компаньон и даже официальное доверенное лицо.

Дмитрий Барченков рассказывает, что на него неоднократно выходили начальник охраны Шаманова и главный щелковский милиционер Сергей Игнатенко, уговаривая отступиться от претензий к Хромушину. Барченков ответил отказом. Тогда защитники Глыбы перешли к другой тактике.

Широко известна история, когда год назад главком ВДВ пытался послать спецназ для перехвата следственной бригады, выехавшей на завод Хромушина. Скандал этот вместе с расшифровками телефонных переговоров, где генерал требовал “интернировать” прокурорского следователя, вылился на страницы газет. Правда, отделался в итоге Шаманов легким испугом: его всего-навсего предупредили о неполном служебном соответствии.

С начальником уголовного розыска Щелковского УВД Игорем Потаповым обошлись не в пример суровей: он был понижен в должности. Вся вина Потапова заключалась в том, что он рассекретил сводки телефонных разговоров Шаманова, которые и просочились потом в печать. Проводилась проверка под личным патронатом генерала Шаева.

И это не простая случайность. О том, что Шаев сделал максимум возможного для развала дела, свидетельствуют и люди, и факты.

Основной разработчик дела, бывший теперь уже начальник отделения областного угрозыска Михаил Фонарев, твердо уверен: если бы не Шаев, Храмушина можно было найти и задержать. (Это Фонарев, специализировавшийся на заказных убийствах, лично вычислил и задержал остальных преступников.)

Сыщикам был уже известен точный адрес в Голландии, где скрывался генеральский зять. Однако по надуманным причинам Фонарева отвели от дела, а затем уволили. Оперативная группа из 5 человек была расформирована. Искать Глыбу стало попросту некому. Все эти действия координировал лично Шаев.

— Заинтересованность Шаева стала очевидна на первом же этапе, — вспоминает Фонарев. — Начальник моего отдела Глушенков регулярно приходил от Шаева и сокрушался: что же делать? Опять дают команду тупить. А когда мы попытались подключить к разработке УБЭП, чтобы проверить фирмы, связанные с группировкой, начальник управления Лебедев честно признался: Шаев запрещает вам помогать.

А вот совсем недавний пример. В ГУВД области из МВД пришло поручение за подписью зам. министра Евгения Школова об оперативном обеспечении судебного процесса над последним из членов группировки — г-ном Копьевым. Документ попал к Шаеву. Больше его никто не видел…

С чего вдруг начальник криминальной милиции в очередной раз решил оправдать свою должность? Ответ стал понятен после публикации “Новой газеты”, где были напечатаны стенограммы телефонных разговоров Шаева с сыном Шаманова; он же, напомним, доверенное лицо объявленного в розыск авторитета, обвиняющегося в организации заказного убийства.
Из расшифровок прямо следует, что два этих человека связаны неформальными отношениями. Остальное домыслить совсем нетрудно.

Повышенный интерес Шаева к делу Барченкова проявился не только в этом. Именно генерал был инициатором серии “наездов” на предприятия недострелянного коммерсанта. Сам Барченков убежден, что таким образом его решили нейтрализовать: если бизнес будет лихорадить, поисками Глыбы заниматься станет некогда.

Первый удар милиция нанесла в прошлом августе. Против председателя совета директоров ОАО “Щелковский районный рынок” областное ГУВД возбудило уголовное дело якобы за неуплату налогов. Основанием к возбуждению стал рапорт УНП ГУВД, зарегистрированный по… личной резолюции Шаева.

В Щелково выехала уже милицейская опергруппа, дабы проводить обыск и брать под стражу директора, но вмешалась прокуратура: дело было прекращено.

Через две недели последовало новое возбуждение: по тем же самым основаниям. И снова безуспешно: на этот раз его отменил суд. В постановлении Мособлсуда черным по белому написано: дело возбуждено незаконно и необоснованно.

Но неудачи лишь закаляли защитников Глыбы. В апреле на другое предприятие Барченкова (“Эндо-Фарм”) вновь пожаловали гости в милицейской форме. На этот раз — для обследования помещений и имущества в связи с информацией “о наличии данных, которые могут свидетельствовать о нарушении действующего законодательства РФ в сфере экономики”. Соответствующее постановление подписал опять-таки Шаев.

Данные, разумеется, не подтвердились, хотя кроме “Эндо-Фарма” милиционеры наведались и в другие барченковские структуры (“Санжилсервис”, “Отель”, “Щелковский районный рынок”). Тем не менее сотрудников предприятия, партнеров, контрагентов еще долго таскали на беседы в областной УБЭП, требуя показаний против владельца.

— То, что не удалось сделать щелковским бандитам, — констатирует Дмитрий Барченков, — продолжил генерал Шаев. Им не удалось убить меня, теперь они пытаются убить мой бизнес.

Сотрудники Щелковского УВД наведываются на барченковские предприятия как к себе домой. Его холдинг пережил уже более двух десятков проверок всех мыслимых и немыслимых контрольных структур.

Многократно щелковские депутаты писали во все возможные инстанции, жалуясь на беззаконие и произвол со стороны генерала Шаева. Последнее такое обращение ушло неделю назад на имя президента.

Дойдет ли?

Это станет понятно, когда прозвучит фамилия нового начальника Нижегородского ГУВД. Для меня это важно вдвойне: в Госдуму я избран как раз от Нижегородской области.

Анатолий Журавлев.

* * *

Скоро год, как началась реформа МВД. Ее много и часто критикуют, но при этом каждый понимает: тянуть дальше уже нельзя. Бесконечно этот нарыв гнить не может.

Но мало изменить структуру, переименовать милицию в полицию, сократить штаты и повысить зарплату. Любые шаги бессмысленны, когда за ними не стоит человек. Что толку от новой экипировки, если по полю бегают те же бездарные игроки?

Кадры — вот основа основ всему. Без кардинальной замены людей реформа нежизнеспособна. И не постовых, а генералов — не постовые ведь определяют политику.

На эту тему, правда, руководство МВД говорит много и часто. Вот только на ключевые должности по-прежнему назначаются откровенно некомпетентные, а то и вовсе замаранные люди.

Рашид Гумарович, если я не прав, докажите это: только не словами. Делами.

Уж как минимум служебной проверкой в отношении Ивана Шаева со всеми вытекающими последствиями. Если, конечно, проводить ее будет не зам. министра Александр Смирный…

Р.S. Прошу считать эту публикацию официальным депутатским запросом к руководителю Администрации Президента Сергею Нарышкину и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру