Речь особого назначения

Путин дал понять, кто решит судьбу будущего президентства, не сказав об этом ни слова

С замаскированной под отчет правительства перед Думой предвыборной программной речью выступил в среду Владимир Путин. В ходе своего более чем двухчасового выступления ВВП ни разу не упомянул словосочетание “думские выборы в декабре”. Но подспудный мессидж его речи все равно улавливался безошибочно: “Под моим руководством кабинет министров достиг фантастических, невиданных в истории страны успехов. Хотите, чтобы это благолепие продолжилось и развивалось? Голосуйте на парламентских выборах за руководимую мной партию!”

Путин дал понять, кто решит судьбу будущего президентства, не сказав об этом ни слова
Рисунок Алексея Меринова

Когда-то давно, на заре своего президентства, Владимир Путин поставил перед Россией цель догнать и перегнать Португалию по объему ВВП. В ходе своего последнего выступления перед думцами Владимир Владимирович вновь упомянул это же европейское государство в первые же минуты речи. “В период глобального кризиса Россия избежала потрясений!” — гордо провозгласил премьер. И тут же с намеком поведал: “Недавно Португалия была вынуждена обратиться к Евросоюзу за срочной финансовой помощью!”

Более скромный премьер-министр России удовольствовался этой маленькой победой: мол, наш прошлый ориентир молит о помощи, а мы поступательно идем к новым свершениям! Но Владимир Путин образца апреля 2011 года не таков. Он упомянул о Франции, где в отличие от России только что повысили пенсионный возраст. Он упомянул об Америке, у которой в отличие от нашей уважаемой Родины “из-за предвыборных игр” только что снизился суверенный рейтинг.

Общих цифр и фактов, свидетельствующих о грандиозных достижениях Российской Федерации в отчетный период, ВВП привел столько, что в моих ушах сама собой зазвучала заставка “Нашей Раши”: “Мы живем в самой прекрасной стране на свете. А все остальные страны нам завидуют!”

Видимо, чтобы то же самое не случилось и с прочими избирателями, наш любимый премьер от общих вещей быстро перешел к обработке конкретных групп населения. Допускаю, что я кого-то забыл — например, фанатичных любителей виндсерфинга. Но в остальном в России не осталось ни одного слоя общества, которому бы Владимир Путин не сказал чего-то исключительно приятного.

Вы — представитель той группы, которая в Советском Союзе считалась “гегемоном”? Пожалуйста, уважаемый товарищ пролетарий! Давно ли вы в последний раз слышали из уст одного из высших руководителей страны такие слова: “Не буду заниматься критикой средств массовой информации. Но на экранах федеральных телеканалов мы очень редко видим примеры героического и добросовестного труда рабочих. А ведь на их горбу все держится!” Вы живете в деревне? Пожалуйста, получите: “Особые слова признательности хочу сказать нашим крестьянам!” Вы военный? Вам обещано, что “на первый план мы всегда будем ставить человека”.

Российское общество уже давно не верит красивым, но округлым словам политиков. Хорошо зная эту особенность, Владимир Путин так и сыпал конкретными цифрами и обещаниями. Миллиарды и даже триллионы рублей были обещаны военным, строителям самолетов и дорог, оборонному комплексу, врачам, учителям, студентам и прочая, и прочая, и прочая.

Фото: AP

В какой-то миг у меня появилась крамольная мысль: неужели в рамках развития нанотехнологий наши кудесники-чубайсы изобрели чудесный способ сделать доходную часть бездонной бочкой?

Однако, пообещав к 2020 году модернизировать все самые важные автомагистрали страны, премьер ответил на мой невысказанный вопрос. Депутатам было предложено “не разгонять расходы”. Но затем “аттракцион неслыханной щедрости” продолжился. Одно обещание “подкинуть деньжат” сменялось другим с калейдоскопической быстротой.

Что же, таковы законы предвыборного жанра. Дело политиков — обещать. Дело избирателей — ставить галочку в нужной графе бюллетеня и надеяться, что хоть что-то будет выполнено.

Всех политически активных граждан России интересует, впрочем, другой вопрос: раскрыл ли Путин в ходе выступления в Думе хотя бы часть своих планов на будущее?

Внешне речь премьера была подчеркнуто аполитичной. Путин лишь мельком в очередной раз намекнул на коварство Запада: “За внешне доброжелательными советами скрывается грубый диктат и вмешательство во внутренние дела”. Прозвучал и другой типичный для Путина пассаж: “Любым попыткам расколоть и рассорить наше общество будет поставлен заслон”. И это вроде бы все. На “президентскую поляну” в этот раз премьер не залезал.

Но, как мне кажется, осознанный уход Путина от политики в своей программной речи как раз и дает нам возможность кое-что понять о политической стратегии ВВП. Владимир Владимирович привык достигать своих целей последовательно. И сейчас задача номер один для него — обеспечить победу “Единой России” на декабрьских выборах в Думу.

Если эта цель будет достигнута, то ВВП как лидер победившей партии в очередной раз подтвердит свой статус признанного вожака российской элиты. Медведеву, даже если у него возникнет желание побунтовать, просто не на кого будет опереться. Нельзя же считать серьезной политической силой полузадушенных российских либералов. Поэтому судьбу российского президентства по большому счету решать будет один человек — всеми нами горячо почитаемый Владимир Владимирович. Лично для меня это главное, что я извлек из речи ВВП в Думе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру