Русские как малый народ Европы

Выборы в Латвии показали, что нужно делать

Латвийского чуда не произошло. Как и прогнозировали евроскептики, крупнейшая партия русскоязычных “Центр согласия”, получившая большинство голосов на последних парламентских выборах в Латвии, не вошла в состав новой правительственной коалиции, несмотря на все заверения ее партнеров.

Выборы в Латвии показали, что нужно делать

Стоит напомнить предысторию. В июне 2011 г. в Латвии разразился правительственный кризис, связанный с тем, что парламентское большинство (включая “Центр согласия”) не дало разрешения Бюро по противодействию коррупции на проведение обыска дома у видного латвийского бизнесмена, лидера “Латвийской первой партии” Айнара Шлессерса. Что такого незаконного могло храниться в особняке у одного из богатейших людей и политиков Латвии, не уточнили. Однако на основании этого президент Валдис Затлерс решил распустить парламент, препятствующий, по его мнению, борьбе с коррупцией в стране, и объявить внеочередные выборы.

В свою очередь, сейм, прежде чем распуститься, решил выразить недоверие Затлерсу и выбрал нового президента республики, которым стал выходец из “олигархического” Вентспилса (крупного балтийского города-порта, через который проходит транзит российских нефтепродуктов в Европу) Андрис Берзиньш.

Латвия — парламентская республика, в которой президента выбирает парламент. Если Затлерса недоброжелатели называли “президентом из зоопарка” (в Интернете долго бродила запись разговора крупнейших бизнесменов Латвии по поводу приемлемости его кандидатуры накануне утверждения, сделанная во время прогулки в рижском зоопарке), то новый президент скорее из числа тех, кто тогда его утверждал.

Хитросплетения внутренней политики в маленькой соседней стране, казалось бы, мало заботят рядового россиянина. Но в нашем случае именно в результате данной, выражаясь отечественным политязыком, “загогулины” на внеочередных выборах сейма Латвии впервые одержала убедительную победу (31%) партия “Центр согласия”, отстаивающая интересы 40-процентного русскоязычного населения республики.

Ее лидеры — молодой Нил Ушаков, два года назад избранный мэром в русскоязычной Риге, и опытный Янис Урбанович — целых три недели, прошедшие после выборов, примеряли на себя премьерское кресло. Но все, как оказалось, зря. Сколько они ни пытались понравиться хмурым предводителям латышских объединений “Единство” и “Партия реформ Затлерса”, в итоге так ничего и не получилось.

В новой Латвии после 1991 года ключевым вопросом для латышского политикума является признание оккупации Латвии Советским Союзом со всеми вытекающими отсюда морально-этическими и экономическими последствиями. И вот уже лидеры “Центра согласия” и про “советскую оккупацию” на дипломатическом приеме обмолвились, и позицию по защите русскоязычных смягчили, но все равно “кинул” бывший президент Затлерс, обещавший взять в коалицию со словами “только танками нас можно сдвинуть с позиции союза с русскоязычными согражданами”.

Но оказалось, что не нужны никакие “танки”. Достаточно было президенту Берзиньшу просто съездить в США — и вот уже его предшественник соглашается на кресло спикера в коалиции с ультранационалистами из партии “Все — Латвии!”, свежевыбритые черепа которой до того никогда не допускались во властные кабинеты даже в периоды активной национал-озабоченности 1990-х.

Что же остается делать русским жителям Латвии? Окончательно растворяться в латышскоязычном пространстве или начинать обособляться и становиться малым народом Европы? Скорее второе.

Уж сколько раз твердили миру, что не хотят объединяться с русскими в Восточной Европе, будь то Украина или Балтия. Самый понятийно близкий Янукович не будет проводить политику поддержки русского меньшинства, потому что на следующих выборах сам будет рассчитывать на нерусское большинство. Значит, если мы не смогли стать большинством на своих (в прошлом) окраинах, то пора уже научиться быть там активным меньшинством. И с саблезубой яростью и пассионарностью, какая только и бывает у национальных меньшинств, защищать свои интересы малого народа Европы.

Надо последовательно и педантично продвигать интересы русского населения в Европе, более 5 миллионов представителей которого на правах граждан постоянно проживают в Европейском Союзе. По всем декларациям региональных языков ЕС они имеют право на то, чтобы пользоваться своим языком официально и иметь своих представителей в местных органах власти.

Есть примеры в той же Латвии, где высланный ФСБ из России Владимир Линдерман возглавил сбор подписей за придание русскому языку статуса второго государственного и собрал их уже более 15 тысяч.

Русским в Латвии, Эстонии, Германии, Украине и других странах кроме себя надеяться не на кого. В общенациональную власть их не пустят даже при победе, как это случилось в Латвии. Значит, нужно идти по пути создания автономий и диаспор.

Почему население Латгалии (юго-восточного региона Латвии), на 90 процентов состоящее из русских, должно жить под унитарную диктовку ультранационалистов? Нужно самоопределяться. И это будет абсолютно в духе нарастающего европейского движения регионализации.

С другой стороны, почему русские Европы до сих пор не имеют собственной диаспоры и очень быстро забывают свою национальную идентичность? Синдром великого народа, разделенного во времени и в пространстве, от которого пора избавляться. Народ, который давно не побеждал, забывает вкус победы. Хватит быть носителями комплекса “униженных и оскорбленных” на своей земле русским Латвии (любой другой страны). Нужно строить свое маленькое общество, в котором ты всегда будешь хозяином. И тогда постепенно с твоим мнением станут считаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру