Слова президента означают, что из двух лежащих уже полгода в Госдуме законопроектов на эту тему придется слепить третий, компромиссный.
Первый из этих двух, внесенный еще в конце июля от имени вице-спикера Железняка («ЕР») и справороссов Пономарева и Горовцова, подразумевал как раз декларирование всей собственности за рубежом, принадлежащей чиновникам и госслужащим всех уровней. За нарушение предлагалось привлекать к уголовной ответственности (штраф от 500 тыс. до 5 млн руб.). Второй проект, появившийся в начале августа, т.н. народофронтовский, был радикальнее. Депутаты из всех фракций, среди которых были члены фракции «ЕР», народофронтовцы Трапезников и Лысаков, захотели вообще запретить почти всем категориям госслужащих иметь за рубежом хоть что-то. Исключение предлагалось сделать лишь для денег на образование и лечение. Запрет должен был касаться и жен (мужей) чиновников, и их несовершеннолетних детей. За нарушение — уголовная статья с жесткими наказаниями вроде штрафов до 5 млн или даже лишением свободы на срок до 5 лет.
Сразу после внесения проектов эксперты обратили внимание на трудность контроля за их исполнением и на то, что кроме определенных материальных и моральных потерь, связанных с переоформлением заграничного добра и счетов на отцов, матерей, братьев, сестер, тещ и разные фирмы, никаких особых проблем для чиновников предложенные схемы не создают.
Но и вокруг них развернулась дискуссия. Правительство до сих пор не прислало отзыва на инициативу Железняка—Пономарева, зато отзыв на второй проект скорее отрицательный. В начале сентября премьер на встрече с активом «ЕР» назвал предложенный жесткий вариант «довольно лукавым» и высказал опасения, что запрет «не укрепит нашу госслужбу»: представьте, говорил он, вот бизнесмен хочет стать чиновником, а мы ему предлагаем сразу от всего отказаться под угрозой сурового наказания... «Мне кажется, нужно идти по пути декларирования доходов и расходов», — предложил он. Но «ЕР» чем дальше, тем больше склонялась к жесткому варианту полного запрета и даже собирала подписи в его поддержку в регионах.
24 октября, выступая с трибуны Госдумы, спикер Нарышкин предупредил, что запрет иметь собственность за рубежом к борьбе с коррупцией «не имеет никакого отношения», потому что вынудит искать теневые способы ухода от декларирования даже тех, кто сейчас ничего не скрывает. Наблюдатели тогда говорили, что г-н Нарышкин транслирует оформившуюся в Кремле и Белом доме более мягкую позицию.
12 декабря ее озвучил Владимир Путин. Причем из его слов следовало, что ограничения коснутся не всех госслужащих, а только «должностных лиц, принимающих ключевые решения» — первых лиц государства, правительства и Администрации Президента, членов СФ и депутатов Госдумы. И их близких родственников: супругов и малых детей...