Замгоссекретаря США Тара Зоненшайн – «МК»: «Общие интересы в конце в концов должны стать сильнее различий»

Высокопоставленный дипломат из Америки – о стереотипах, предрассудках и способах борьбы с ними

Примерно 30% россиян не любят американцев и во всех своих бедах винят США. И это странный парадокс, поскольку Россия с кем только ни воевала за всю свою историю, но только не с Америкой. ОНИ не просто на нас ни разу не нападали, но и союзниками были. А мы все равно верить им не хотим, боимся, что завоюют. И при этом, как справедливо заметил один современный публицист, в карманах и кубышках храним доллары США, твердо веря: те спасут нас в трудный час. Закон Магнитского, с одной стороны, и «Димы Яковлева» - с другой, теплоты официальным отношения между США и Россией явно не прибавил. Но поговаривают, обычных россиян он, наоборот, сблизил с американцами. Так ли это? Об этом спецкор «МК» спросила заместителя госсекретаря США Тару ЗОНЕНШАЙН, которая посетила на днях Москву.

Высокопоставленный дипломат из Америки – о стереотипах, предрассудках и способах борьбы с ними
Фото: golos-ameriki.ru/VOA

– Тара, отрицать антиамериканизм в России и русофобию в США было бы, пожалуй, глупо. Какие современные способы борьбы с этим вы видите?

– Везде, где бы мы ни находились, есть какое-то «анти», какая-то фобия. Это естественно. Но я глубоко и искренне убеждена в следующем. В том, что нужно вовлекать людей из двух стран в совместную деятельность. Она может быть виртуальной (в интернете), и реальной. Лучше всего, когда это программы обмена - студентами, спортсменами, журналистами... Когда американец сидит за одним обеденным столом с русским, или когда они в одном классе, или вместе пишут новости в редакции - в эти мгновения и происходит много всего позитивного. Рушатся стереотипы.

– В какой из стран проблема предрассудков выражена наиболее ярко, по-вашему?

– Есть очень интересная статистика. Если посмотреть на результаты опросов, то получится, что около 60% американцев очень позитивно относиться к русским и около 60% россиян позитивно относиться к американцам. Я не знаю как это интерпретировать.

– Когда была в США, лично мне показалось, что гораздо больше, чем 60%, американцев относятся к русским дружелюбно. Но я заметила другую проблему — американцы очень мало знают о России и русских. Они действительно думают, что у нас дикий холод, по улицам ходят медведи, и мы все только и занимается, что пьем водку с утра до вечера...

– Вообще у американцев география всегда была слабым местом (смеется). Большинство людей в Америке ведь живут совершенно обычной жизнью и думают о насущных вещах — как работу хорошую найти, детей воспитать, здоровье не потерять. Они не стремятся знать всё обо всём. Им не так важно быть всегда в курсе того, что происходит в мире, они просто принимают тот факт, что они — его часть.

– Но почему американцы очень редко выбирают Россию в качестве туристической страны? Боятся сюда ехать?

– Вообще американцы любят путешествовать везде. И если вы спросите обычного гражданина — хочет ли он узнать что-то про Россию, посетить Москву, Санкт-Петербург, я думаю, что он ответит «да». Американцы любят русский балет, театр, многие мечтают хоть раз в жизни увидеть их.

Мне кажется, что очень часто у нас складывается впечатление друг о друге по фильмам. И оно не всегда верное. Америка большая страна. Люди, которые живут в разных ее частях, очень разные, потому обобщать нельзя. В каком-то американском городке жители ничего не слышали про Россию, в другом — ездят сюда довольно часто. Самое главное, опять же, активно вовлекать людей в процесс совместной деятельности.

– Почему в американских СМИ мало новостей о России, а если они есть, то подаются в негативном ключе?

– В традиционных СМИ в последние годы о ситуации за рубежом пишут все меньше и меньше. Такая тенденция. Но в интернет-СМИ наоборот, появился огромный пласт информации о России. Здесь нам нужно сочетание СМИ разного формата. Почему информации много негативной и сколько именно - нужно задать это вопрос социологам, психологам, аналитикам, политологам. Требуются очень большое исследование. Может быть оно будет проведено когда-нибудь.

– Интересно, насколько американские власти сегодня влияют на СМИ, на журналистку в США?

– Когда вы говорите «американские власти», то что имеет в виду?

– Правительство, министерства.

– У нас подход «двойного пути». Есть государственный сектор и есть негосударственный. И оба оказывают друг на друга влияние. Все больше и больше мы видим таких частно-государственных партнерств в СМИ, где одна сторона уравновешивается другой. Но вообще каждый американец может выбирать, что именно читать, какой канал смотреть. И он при этом знает, кто это СМИ финансирует, все прозрачно и понятно.

– Вот вы заметили, что мы судим друг о друге по фильмам. Но почему в американских кинолентах русские часто предстают в виде террористов и убийц, а сама Россия - ну прямо обитель вселенского зла? Неужели никак нельзя изменить этот голливудский стереотип?

– Я вижу один путь- в киноиндустрии двух стран тоже должны быть обмены. Актерами, режиссерами, продюсерами. Госдепартамент работает в этом направлении. К примеру, с киностудиями в Калифорнии. Их специалистов будем направлять в Россию. И я думаю, что это великолепная идея, которая изменит ситуацию. Мы улучшим восприятие россиянами и американцами друг друга с помощью позитивных образов на киноэкране.

– В ближайшее время каких еще обменов стоит ожидать?

– Будут продолжаться фулбрайтовские обмены (учеными и студентами — прим. автора). Вы можете ожидать в преддверии олимпиады в Сочи спортивные. Кроме того, в планах медицинские и журналистские. Еще раз подчеркну, что мы стремимся вовлечь как можно больше людей из самых разных областей.

– Как полагаете, новый закон РФ о НКО иностранных агентах будет ослаблять контакты между гражданским обществом двух стран?

– Честно говоря, у нас есть обеспокоенность относительно тех ограничений, которые были наложены. Ведь активное взаимодействие гражданских обществ- это отличная идея, это правильный путь. И мы не случайно продвигаем гражданское общество по всем секторам.

– Американцы весьма прагматичны и не очень вериться, что вы вкладываете деньги в проекты только из одних идей о человеколюбии. Надеетесь на их окупаемость в дальнейшем?

– Мы вкладываем деньги в долгосрочные перспективы. Речь ли идет о развитии образования, или об экономике, или о медицине. Приведу пример с программами обмена, которые финансируются правительством США. Может статься, что потребуется 5, 10, а то и 20 лет прежде чем мы увидим, кем стал тот студент, что приехал к нам учиться. Может, он нобелевскую премию получит, может его выберут президентом или премьер-министром. Но за одни сутки это не произойдет.

– Как отнеслись американские СМИ и простые граждане к «закону Димы Яковлева»? Не стал ли он причиной усиления русофобии, враждебного отношения к России?

– Обычные американцы и обычные россияне, как граждане любой другой страны думают одно и то же. Они думают, что ребенок должен быть в семье. Что он должен иметь дом. И они отлично понимают, что в этом вопросе они солидарны.

– Тара, в чем вы видите будущее российско-американских политических отношений?

– Я оптимистка. И уверена, что общие интересы в конце в концов должны стать сильнее различий. Я понимаю, что все зависит от конкретных людей, от конкретных граждан. И поскольку я верю в человеческую природу, я думаю, что мы будем хорошими друзьями.

Опрос МК. Что знают американцы о России:

Что американцы знают о России: Водка, Кремль и Коммунизм

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру