Первый год французского президента Олланда: от легализации гей-браков до военной операции в Мали

Президент-социалист теряет популярность, говорят соцопросы

Год прошёл с того момента, как Франсуа Олланд выиграл у Николя Саркози схватку на президентских выборах во Франции. Во многом это было обусловлено тем, что французы устали от «гиперактивного» (как они сами говорят) Саркози, и потому предпочли ему «нормального» Олланда. Сейчас глава республики, изрядно подрастративший доверие населения, намерен подвести итоги первой 1/5 своего срока. А «МК» вспоминает, какими же достижениями запомнился широкой общественности год правления «нормального президента». 

Президент-социалист теряет популярность, говорят соцопросы

Родитель A и родитель B, или закон, расколовший Францию

На данный момент из всех реформ французского президента Франсуа Олланда, принятие закона о гей-браках, по произведённому эффекту, сравнимо разве что с его же идеей о «налоге на роскошь», о котором речь пойдёт позднее. Многие противники гомосексуалистов во Франции — даже те, кто голосовал за Олланда, - до конца не могут поверить, что президент довёл своё обещание до логического завершения, ведь сейчас дело лишь за его подписью.

Напомним, что сразу после выборов и победы на них Франсуа Оланда весной прошлого года стала появляться информация о подготовке этого скандального законопроекта. Реальные очертания закон о равноправии геев стал обретать уже к осени — тогда же глава французского кабмина Жан-Марк Эйро пообещал принять его не позднее 2013 года. На улицы с протестами регулярно стали выходить организованные группы противников однополых браков, и их число лишь возрастало. В ответ, что примечательно, сторонники сексуальных меньшинств проводили свои акции, также весьма многочисленные.

В январе нижняя палата парламента Франции - Национальная ассамблея – проголосовала за то, чтобы гомосексуальные пары могли вступать в законный брак. «За» принятие этой статьи законы высказалось 249 парламентариев. Против - 97 человек. К слову, гражданские союзы однополых пар во Франции разрешены еще с 1999 года. Но только законный брак гарантирует одинаковые родительские права, равные условия наследования имущества, а также законное воспитание детей в случае смерти одного из супругов.

После этого поддержку получили и другие пункты документа. В частности, речь идёт о праве усыновлять детей. Кроме того, по закону, во всем Гражданском кодексе слова «мать» и отец» должны быть заменены на «родитель А» и «родитель Б».

Позднее законопроект был поддержан Сенатом — Верхней палатой парламента — и отправлен на чтение ещё раз. В итоге парламент с разницей более, чем в сто голосов (331 - «за», 225 - «против»), высказался в пользу принятия законопроекта. Теперь дело за Олландом, которому осталось лишь собственноручно подписать законопроект.

«Налог на роскошь»

Введение так называемого налога на роскошь, информация о принятии которого «стоила» Франции Жерара Депардье — на сегодняшний день не самая последовательная инициатива Олланда и правительства Жан-Марка Эйро. Изначально сообщалось, что особым налогом в 75% будут облагаться лица, чей годовой доход превышает 1 миллион евро.

Эта новость была неоднозначно воспринята некоторыми французами. Так, Депардье объявил о продаже своего дома во Франции и переезде в Бельгию. Премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро, в свою очередь, назвал поступок актёра «жалким». Тот за словом в карман не полез и отказался от французского гражданства вовсе, получив вскоре российский паспорт.

Позднее стало известно, что налог, ставший яблоком раздора между Депардье и Францией, будет видоизменён. По словам президента республики Франсуа Олланда, он будет взиматься не с физических лиц, а лишь с определённых крупных компаний. «Ведь только там могут выплачиваться суммы в миллион евро, – отметил президент Республики. - Главным акционерам расскажут про эти зарплаты. Если выплаты превышают один миллион евро, компания будет платить до 75%».

Сразу же возник вопрос — что делать, если такие компании просто перейдут на выплаты сумм, которые лишь формально «не дотягивают» до облагаемого налогом миллиона, но по сути, равны ему (ни работодатель, ни сотрудник от изменения зарплаты с 1000000 на 999900 евро разницы не ощутят)

Помимо этого, в апреле французское правительство заявило, что футболисты, например, всё же будут облагаться 75-процентным налогом на сверхдоходы. Теперь есть опасения, что налог вынудит многих звездных игроков покинуть страну.

Два года на сокращение бюджетного дефицита

И всё же жёсткая налоговая риторика Олланда и Эйро дала свои плоды. Как указывается в последнем прогнозе Еврокомиссии, к концу текущего года ВВП Еврозоны упадёт в обще сложности на 0,4%. При этом в число проблемных стран, помимо уже привычной Греции и Испании, попала и Франция.

Однако, ей решили дать время на преодоление дефицита бюджета. «Я считаю резонным расширение на два года этого срока для Франции - до 2015 года.- заявил заместитель председателя Еврокомиссии Олли Рен. - Еврокомиссия предполагает, что дефицит бюджета Франции составит 3,9% в текущем году и 4,2% в будущем».

Как полагают в Брюсселе, к 2015 году Франция должна сократить дефицит бюджета до 3%.

Одобрил решение Еврокомиссии и глава финансового ведомства одной из мощнейших экономик Европы – Германии - Вольфганг Шойбле. Кроме того, он положительно отозвался о действиях, предпринимаемых властями Франции для сокращения бюджетного дефицита.

«В случае ухудшения общей экономической ситуации решение, - заявил глава немецкого минфина. - продлить программу фискальной консолидации и отсрочить дедлайн по достижению целевого показателя по дефициту бюджета ниже 3% ВВП является оправданным».

Оптимизм европейских экономистов относительно Франции связан с недавним проектом бюджета на ближайшие годы, представленным в Париже. Он включает в себя сокращение ряда расходов вкупе с увеличением налоговых сборов.

Мигрантам во Франции придётся затянуть пояса

Меры экономии, горячо приветствуемые Брюсселем, коснулись и мигрантов, проживающих во Франции. В декабре стало известно, что выплаты им в этом году будут сокращены на 83%. Кроме того, будут снижены размеры выплат тем приезжим, кто готов добровольно вернуться домой. Напомним, что в 2012 году эта проблема встала особенно остро, в связи с массовым «изгнанием» из Франции румынских цыган.

По словам министра внутренних дел республики Мануэля Вальса, выплаты мигрантам должны быть урезаны ещё с 1 марта текущего года. Что касается людей, согласных вернуться на родину, то детям будут выдавать по 30 евро, а взрослым — по 50 евро. Ранее эти выплаты составляли 100 и 300 евро соответственно. Однако за перелёт по-прежнему будет платить французская сторона.

«Предыдущая программа помощи не сработала. Поэтому французские власти будут её пересматривать», - отметил чиновник. По мнению ряда политиков и простых французов мигранты зачастую не особо стремились найти работу, ведь «сидеть на пособии» для них было весьма выгодно — его размер мог достигать 2000 евро. Нынешние же перемены позволят сэкономить значительные средства и, как рассчитывают многие французы, будет способствовать оттоку приезжих из страны.

Парижанки отныне могут себе позволить брюки

Достижение, которое едва ли можно отнести к личным заслугам Олланда, однако оно всё же имеет непосредственное отношение к деятельности пришедшего к власти на волне его победы правительства Эйро. Отныне жительницам Парижа официально разрешили появляться в общественных местах в брюках. Запрет, который был введен в 1799 году, отменен по решению министра по правам женщин Наджат Валло-Белькасем. Министр отметила, что закон о внешнем виде, принятый более двухсот лет назад, несовместим с принципами равенства мужчин и женщин, прописанных в конституции Франции. Закон предписывал дамам, желающим носить "мужскую одежду" в Париже, спрашивать на это специальное разрешение у начальника полиции. В противном случае застигнутую в неподобающем одеянии женщину могли подвергнуть аресту. Даже в конце XIX века парижанкам приходилось обращаться за разрешением к префекту. Удавалось получить его тем, кто был вынужден носить мужскую одежду на работе, или же женщинам, которые "из-за своего сходства с мужчинами, например, бородатые женщины, привлекали к себе внимание в общественных местах". В 1909 годах в закон были внесены послабления, разрешающие парижанкам носить брюки во время езды верхом или на велосипеде. С тех пор явно отжившее свой век правило неоднократно пытались отменить, однако чиновники всякий раз откладывали это решение, ссылаясь на то, что данная проблема не является приоритетной. Кроме того указывалось, что закон является частью французской "юридической археологии".

В июле 2012 года сенатор Алэн Юпер направил в министерство по правам женщин запрос на отмену закона, заметив, что текст закона "оскорбляет наши современные чувства". 31 января 2013 года ведомство опубликовало заявление, в котором признавало, что постановление, запрещающее женщинам носить брюки, "является несовместимым с принципами равенства между женщинами и мужчинами, которые перечислены во французской конституции, а также в европейских обязательствах".

Катастрофическое недоверие

Антирекорд Олланда на посту президента республики зафиксировали опросы общественного мнения, проведённые в начале этого года. Как сообщает еженедельник Le Figaro Magazine, нынешнему французскому лидеру доверяют лишь 30% граждан – это наихудший показатель для президента Франции за последние 30 лет.

Наряду с рейтингом Олланда падает и уровень доверия к Жан-Марку Эйро – главе французского правительства. Примечательно, что основная часть населения, испытывающая разочарование в новых французских властях – это представители тех движений и политических течений, которые изначально Оллада поддерживали.

Основные причины краха надежд на преемника Саркози – это низкие зарплаты в государственном секторе, отмечает еженедельник.

Последнее значительное падение рейтинга главы Франции – сразу на 5% - наблюдалось после завершения французами операции в Мали.

Операция в Мали

Несмотря на свой имидж «нормального» президента — в сравнении с «гиперактивным» Саркози — во внешнеполитической сфере Олланд проявил достаточную активность. В январе, в ответ на призыв о помощи от властей Мали, по указанию Франсуа Олланда в африканской стране была начата военная операция. Напомним, что северная часть Мали была захвачена вооруженными группировками, часть из которых выступает за отделение населенных туарегами районов, а часть — связана с «Аль-Каидой». Поначалу туарегские сепаратисты, объявившие о создании на севере Мали самопровозглашенного государства Азавад (оно не получило никакого признания за рубежом), и исламисты выступали как союзники, однако довольно быстро этот альянс распался. В контролируемых исламистами районах были установлены законы шариата (практикуются публичные казни и ампутации конечностей), был разрушен ряд древних святынь в Тимбукту, считающихся памятниками культуры.

На заседании Совбеза ООН, посвященному этому вопросу, постоянный представитель Франции Жерар Аро заявил, что решение ввести войска в Мали было принято «в соответствии с международным правом и Уставом ООН». По словам французского постпреда, все члены Совбеза, в том числе Россия, признали, что Франция «действует в духе резолюции» 2085. Представитель РФ при ООН Виталий Чуркин подтвердил эту информацию и сообщил, что Париж проинформировал Москву о начале военной операции в Мали.

В самой же Франции были усилены меры безопасности, в связи с угрозами боевиков «ударить в самое сердце страны».

В начале марта Олланд заявил, что «финальная фаза (военной операции) будет длиться на протяжении марта, а с апреля число французских военнослужащих в Мали будет уменьшаться». Также он подчеркнул, что в данном регионе «террористические лидеры были уничтожены».

Водка против портвейна — первый визит Олланда в Россию

Хотя в отношении операции в Мали между Москвой и Парижем практически не было противоречий, ситуация на Ближнем Востоке пока ещё по-разному рассматривается властями обеих стран. В очередной раз эта тема на самом высоком уровне была поднята в феврале во время первого визита Олланда в Москву в качестве президента Франции.

В ходе визита Олланд был весьма сдержан в высказываниях относительно политики российских властей. В Кремле на просьбу оценить ситуацию с правами человека в 2012 году, Олланд дипломатично отвечал: «Желание заботиться о соблюдении прав человека всегда присутствует в нашей внешней политике. Но не мне делать оценку – я просто констатирую факты. Когда существуют какие-то несоблюдения – я и говорю об этом открыто. Говорю это для того, чтобы ситуация была исправлена, а не для того, чтобы просто побряцать оружием и забыть».

Путин, в свою очередь, заметил, что в минувшем году не было какой-то «особой ситуации с правами человека».

Позиции лидеров не изменились и в сирийском вопросе. Олланд дал понять, что, по его мнению, с Башаром Асадом проблематично сотрудничать. Путин – что урегулирование ситуации в Сирии невозможно в обход действующих властей. «Мне показалось, что здесь не только без бутылки хорошего вина, тут без бутылки водки не разобраться сразу», - отметил российский президент. «За бутылкой порто лучше всего!», - поддержал инициативу Олланд.

К слову, в поездке Олланда сопровождала и его гражданская жена Валери Триервейлер.

Новая первая леди обходиться казне в три раза дешевле прошлой

Триервейлер уже успела снискать за свой крутой нрав соответствующую репутацию во Франции. И если проблемы людей обделённых не оставляют её равнодушной (в Москве она встречалась с представителями «Социального патруля» и доктором Рошалем, обсуждая способы помощи бездомным), то всяческого рода острословам и сплетникам она лёгкой жизни не обещает. Достаточно вспомнить историю с корреспондентом французского радио RTL Пьером Сальвьяком, который лишился работы, неосторожно пошутив о Триервейлер в своём микроблоге в прошлом мае. Спустя полгода три французских журнала были оштрафованы за публикацию фотографии Триервейлер в купальнике во время отпуска, который она проводила с президентом Франции Франсуа Олландом в резиденции на острове Форт де Брегансон в Средиземном море. В ноябре первая леди Франции потребовала 85 тысяч евро от авторов ее скандальной биографии. Предметом судебного разбирательства стала книга «Фрондёрша», авторы которой живописали любовные увлечения Триервейлер.

При этом, принципиальная первая леди не склонна к роскоши. Как сообщает французский информационный портал Le Point.fr.. французская казна тратит почти в три раза меньше на содержание гражданской супруги Франсуа Олланда, чем на содержание жены Николя Саркози в январе прошлого года. По данным ресурса, один из депутатов от крупнейшей французской оппозиционной партии "Союз за народное движение" Гийом Лариве подал официальный запрос в Матиньон - резиденцию премьер-министра страны Жан-Марка Эйро - с целью узнать, во сколько обходится казне персонал Валери Триервейлер.

Ответ из Матиньона был озвучен на радио "Европа 1" и процитирован на сайте Национальной Ассамблеи. Согласно ему, в распоряжении Валери Триервейлер находятся пятеро сотрудников - два сотрудника, работающие по контракту, и трое, подчиняющихся непосредственно президенту страны. Общие затраты на их заработную плату составляют 19742 евро в месяц.

Кроме этого, было проведено сравнение с тем, во сколько обходилось французской казне содержание предшественницы Триервейлер - бывшей первой леди страны Карлы Бруни. По данным из Матиньона, в январе прошлого года у Бруни было 8 сотрудников, месячное жалованье которых составляло в общей сложности более 36 тысяч евро. Помимо этого, два человека "со стороны" обеспечивали функционирование личного сайта Бруни, что стоило ещё почти 26 тысяч евро. Таким образом, расходы на супругу Николя Саркози составляли более 60 тысяч евро ежемесячно. У Триервейлер собственного сайта нет - лишь страница на официальном портале Елисейского дворца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру