Всего по «большому болотному делу» в качестве обвиняемых проходят порядка 30 человек. Один обвинительный приговор в отношении Максима Лузянина, который полностью признал свою вину, уже состоялся, Лузянин получил срок. В Замоскворецком суде сейчас слушается дело Михаила Косенко, которого хотят отправить на принудительное лечение. И вот теперь начинается рассмотрение дела еще двенадцати фигурантов, которое также было выделено в отдельное производство. В отношении других фигурантов дела следствие продолжается.
На скамье подсудимых оказались в четверг Андрей Барабанов, Степан Зимин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Артем Савелов, Сергей Кривов, Александра Духанина, Алексей Полихович (их обвиняют в участии в массовых беспорядках и применении насилия к полицейским), Владимир Акименков, Николай Кавказский, Леонид Ковязин (обвиняются только в участии в массовых беспорядках), а также Мария Баронова (обвиняется в призывах к неподчинению требованиям представителей власти).
Возле здания суда еще задолго до начала заседания началось усиленное патрулирование полицией. Кроме патрульных нарядов в автобусах своей очереди ожидал полицейский резерв. Впрочем, к началу заседания все было спокойно.
Из 12 подсудимых только две женщины не находятся в «клетке» – Александру Духанину, которая содержится под домашним арестом, сопровождал в суд сотрудник ФСИН. А Мария Баронова, несмотря на то, что у нее достаточно серьезное обвинение, находятся под подпиской о невыезде и пришла самостоятельно. Мужчин же доставили из СИЗО и провели в зал внутренними коридорами суда.
Все время, пока шло предварительное заседание - а это всегда проходит за закрытыми дверями, в присутствии исключительно участников процесса - в коридоре суда, рядом с залом находились несколько десятков сочувствующих. Каждый раз, как только приоткрывалась дверь в зал, люди начинали бурно аплодировать, выкрикивать слова поддержки, вскидывать в приветствиях руки.
К моменту подписания номера в печать заседание еще продолжалось. Из своих источников «МК» стало известно, что от защиты к тому времени были заявлены два ходатайства: о возвращении дела прокурору и об отводе судье, «поскольку она лично заинтересована в исходе дела, так как ее наниматель — Путин В.В,». Гособвинение также заявляло ходатайство о продлении арестов (в том числе домашнего) всем подсудимым, кроме Бароновой, еще на полгода.
Между тем адвокат Дмитрий Аграновский, защищающий Ярослава Белоусова и Владимира Акименкова, в перерыве заседания рассказал «МК» подробности того, что происходило в зале. По его словам, процесс начался «достаточно спокойно», защита заявила ходатайство о возвращении дела прокурору, поскольку оно было неправомерно выделено из общего дела - тем самым нарушается права подсудимых на защиту. Также адвокаты считают, что следствие неправомерно расширило количество потерпевших: «Из заявленных 84 потерпевших хорошо если десяток как-то вообще входил в соприкосновение с нашими подзащитными по версии обвинения», — пояснил Аграновский.
Кроме этого, один из адвокатов заявлял отвод судье. Как пояснил Аграновский, основания такие: «Президент, против которого выступали наши подзащитные, назначает судей и по мнению заявившего ходатайство защитника, судья в такой ситуации просто не может быть объективным».
По словам Аграновского, защита протестовала против ходатайства обвинения, которое выступило за продление срока ареста всем, кто содержится под стражей и домашним арестом на полгода. «Это неправильно, нельзя выписывать коллективный ордер, а по каждому подсудимому отдельно нужно арест обосновывать», — пояснил адвокат.
В процессе предварительного заседания возник вопрос о том, что Савелову не было вручено обвинительное заключение и после перерыва, по словам адвоката, суд должен решить либо отложить слушание, поскольку обвинительное заключение может вручить только прокуратура, либо вручить обвинительное заключение Савелову прямо в зале суда.