Навальный, «Кировлес» и таинственный «друг О»

На очередном заседании суда было много свободных мест

Процесс по «делу Кировлеса», на котором судят оппозиционера Алексея Навального, обвиняемого в хищении более 10 тысяч кубометров древесины, в понедельник продолжился в Ленинском районном суде Кирова. На этом заседании судья Сергей Блинов в очередной раз отказался принять отвод, заявленный ему защитой подсудимых, которая считает, что «председательствующий утратил независимость и беспристрастность».

На очередном заседании суда было много свободных мест

Напомним, как полагает следствие, Алексей Навальный, работая советником губернатора Кировской области, убедил руководство государственного унитарного предприятия «Кировлес» подписать невыгодный договор на реализацию лесопродукции. Кировскому бюджету, по подсчетам СКР, тем самым был причинен ущерб, превысивший 16 миллионов рублей. На скамье подсудимых кроме Навального находится и директор «Вятской лесной компании» Петр Офицеров.

В этот день, как отмечают наблюдатели, в зале суда было много свободных мест. Поддержать подсудимых, как обычно, приехали их супруги. Кроме них было несколько журналистов и слушателей, которых «можно пересчитать по пальцам».

Судья напомнил, что переходит к изучению 16-го тома дела из 31. Но защита до того, как гособвинение должно было продолжить предъявление доказательств, заявила свое ходатайство. Оно касалось адресов понятых, которые участвовали в мероприятиях следствия. Адвокаты рассказали судье, что направляли запросы в Мосгорсправку и в бюро технической инвентаризации. И получили ответ, что адресов, которые указывали понятые, в Москве нет.

Прокуроры попросили справки на ознакомление. Посмотрели. Вернули судье.

После этого защита подсудимых заявила судье отвод «по причине намеренного нарушения федерального законодательства». Из ходатайства следовало, что судьей «утрачена объективность и беспристрастность».

- Часть 1 статьи 120 Конституции гарантирует независимость и беспристрастность суда. А федеральный закон о судьях обязывает судей следовать Конституции, - напомнила судье адвокат Офицерова Светлана Давыдова.

Защита считает, что судья Блинов «намеренно создал заведомо неравные условия для стороны обвинения и стороны защиты, чем нарушил уголовно-процессуальный кодекс». Во-первых, когда в суде допрашивали ключевого свидетеля по делу – экс-главу «Кировлеса» Опалева, - тот не был предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Это помогло свидетелю уклониться от ответов на вопросы Навального. Во-вторых, судья не позволял защите задавать вопросы свидетелям перед зачтением им данных ими ранее показаний. А вот показания свидетеля Арзамасцева, которого объявили в розыск и до сих пор не могут найти, судья разрешил огласить. Разрешение оглашать оспоренные защитой доказательства свидетельствует о лояльности суда стороне обвинения, считает адвокат Давыдова.

Судья принимал решение полтора часа. Вернувшись в зал, он пояснил следующее. Во-первых, да, он согласен с тем, что Опалеву не были зачитаны его права. Но Опалев судим по тому же делу, что слушается сейчас, только материалы в отношении него были выделены в отдельное производство... Во-вторых, снимать вопросы – это право, и обязанность суда, чтобы разбирательство шло в должных рамках. В-третьих, показания Арзамасцева огласили... чтобы сэкономить время, ибо «закон обязывает укладываться с разбирательством в определенные сроки». Ну и, наконец, судья заявил, что уверен в том, что имеет право сначала изучить доказательства, а уже потом решать, допустимы ли они.

И, конечно же, отвод не принял.

После этого вернулись к доказательствам обвинения. Среди прочего — переписка Навального и Офицерова. Оглашая ее, прокурор то и дело отмечает: «нецензурное слово». В переписке есть обсуждение проекта по поставке опилок за 26 тысяч евро в месяц без вычета налогов.

«Нам нужна институционализация и легализация», «Все отлично, только слово «хаотично» встречается два раза», - зачитывает прокурор. (Слово «хаотично» относится к письму, адресованному Никите Белых.

В нем сообщается о неструктурированной работе с клиентами, плохом маркетинге и нездоровой конкуренции в лесном комплексе. И предлагается создать единую торговую площадку).

«З/п со мной 117, без меня 72, но меня можно и на следующий месяц заложить» - оглашает прокурор выдержку из письма Офицерова Навальному. «Баланс – это не то, на чем можно заработать в таких условиях», – следует еще одна цитата из письма. «Письма с требованиями по штрафу «Кировлеса» написал на 100 тысяч. Конечно, все не отдаст, но буду пугать до последнего». «В следующий месяц должен буду родить как-то по 700 кубов в месяц. Что делать, кого бить?», - продолжает прокурор.

Периодически Навальный в переписке упоминает некоего «друга О». Все понимающе переглядываются, видимо, речь идет об Опалеве.

Дальше идут договоры поставок, диски, сим-карты, бухгалтерские экспертизы. И вывод экспертов: ВЛК закупила у «Кировлеса» древесины на 14 с лишним миллиона, а отгрузила - на 16. Разница – 1,2 миллиона...

К моменту подписания этого номера суд перешел к 19 тому дела.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26252 от 11 июня 2013

Заголовок в газете: Судье Навального заявили отвод

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру