Кавказ поддержал бы Навального

Но для горцев он, похоже, недостаточно радикален

Кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный вовсю встречается с избирателями в новом, изобретённом его командой формате. Не в чинных аудиториях и домах культуры, а прямо на улице, около станций метро. Станций в Москве много, поэтому в день приходится устраивать по три встречи. Причём журналистам о времени и месте намеренно не сообщают. Корреспондент «МК» попал на очередную встречу только благодаря тому, что она состоялась рядом с редакцией — у станции метро «Улица 1905 года». .

Но для горцев он, похоже, недостаточно радикален
Алексей Навальный

О начале встречи жители микрорайона узнают всего за 20-30 минут, когда приехавшая на грузовике команда устанавливает сцену, стульчики для народа, звуковую аппаратуру и электрогенератор (отрубить оппозиционеру звук не получится). Навальный, конечно, популярен, но вряд ли настолько, чтобы домохозяйки побросали варимый к обеду суп и, вытирая руки о передник, бросились к месту встречи.

Впрочем, домохозяек там и не было. Половозрастная структуру участников встречи оказалась весьма причудлива: женщины в возрасте, от бодрых 45-50-летних тетушек до седых старушек, и молодые мужчины около 30-35. Кстати, именно такие вот женщины у нас в стране — самые активные и добросовестные избиратели. С мужчинами тоже всё понятно: молодые отцы семейств, обвешанные платой за детсады, школами и ипотекой, - лучшая питательная среда для протеста и ненависти к «жуликам и ворам».

Навальный приехал на встречу в белой рубашке, бежевых брюках и коричневых демократичных мокасинах. Никакого эпатажа — парень из толпы, такие в метро табунами ходят. Но на фоне памятника героям восстания 1905 года этот парень смотрелся символически.

Вопреки общему убеждению политологов о том, что «ему нужны баррикады — нам нужен асфальт без выбоин» (этот тезис на днях озвучил Леонид Раздиховский), пенсионеры и молодые мужики не мучили спикера вопросами из серии «а у меня лифт не работает» и вопросы по программе на задавал. Как будто все понимали: Навальный — не про это. А про «жуликов и воров».

Вот какое самое громкое коррупционное дело сейчас? - вопрошал кандидат толпу в ответ на вопрос о коррупции. Он вообще часто обращается к аудитории с вопросами — держит внимание. - Ага, Сердюков и «Оборонсервис». А Сердюков сидит? Нет, и обвинение не предъявлено. А Васильева сидит под домашним арестом в 13 комнатах и с прислугой. И ей засчитывается по закону день под арестом за два, так что когда суд её приговорит к двум годам — тут же выпустят, она уже отсидела.

И напомнил, что сингапурский лидер Ли Куан Ю предлагал начать борьбу с коррупцией с посадок друзей. Непонятно, чувствовали ли себя неуютно в этот момент окружавшие Навального члены его штаба, но виду они не подавали. Конечно, спрашивали Навального про Кавказ, про мигрантов — от Кавказа он ловко увернулся, а мигрантам из Средней Азии предложил давать визы. Пенсионеры кивали. Рядом на гранитном ограждении сидели, глядя куда-то в сторону, мужчины неславянской внешности — что-то они скажут о миграционной политике?

- Ну как вам Навальный? - интересуюсь издалека у молодого парня, похожего на кавказца — он представился как Артём.

- С интересом слушаю, но вообще я к нему очень критически отношусь, - жмурится тот на солнце. И вдруг выдаёт неожиданное: - Потому что он либерал!

- А надо?

- А надо, чтобы был национал-социалист. И это никакой не фашизм, национал-социализм — это совсем-совсем другое!

Видимо, написанный на моём лице шок выдаёт мои мысли с головой, потому что Артём поясняет:

- Ну да, я осетин, чистокровный. Но я не считаю, что надо Москву в аул превращать!

Да, вот сюжет, которого не выдумаешь, сидя в Интернете: кавказцы-националисты защищают первопрестольную от мигрантов.

- Он классный! - шепчет у меня за спиной один из немногих на этой встрече седых дядек. - Даже если не вслушиваться, что он говорит. Он пришёл сюда к людям, он без пуза, как все эти...

Тем временем слово настойчиво просит молодой человек в чёрном с татуировкой на плече - «вопрос от десантуры», объясняет он окружающим:

- А вот у меня.... мать моя... похоронка пришла... бомж я теперь....

- Вопрос в чём? - слегка напрягается Навальный.

- Вопрос: почему квартиру у меня украли? - формулирует «десантура».

Наверное, удобный момент поговорить о «чёрных риэлторах», особенно опасных для пенсионеров, а также о ценах на жильё, прикидываю я в уме стратегию разговора. Но Навальный без долгих споров прогоняет подозрительного избирателя:

- Думаю, то, что вы пьяны уже в два часа дня, влияет на ваше качество жизни! Следующий вопрос!

Обиженная «десантура» с тихими ругательствами расталкивает толпу: «Да о чём с ним говорить! Какой он на фиг мэр!»

Встреча заканчивается очень быстро — всего за час с небольшим. Навальный благодарит жителей Пресни за проявленный интерес: «Я на вас опираюсь!». После этого молодёжь бросается к нему — фотографироваться на память, просить автограф. Пенсионерки вокруг кандидата не толпятся, степенно собирая вещи. Каноны журналистики предписывают находить разные мнения, но тут это было затруднительно.

- Правильно он всё говорит, - делится с «МК» пенсионерка Татьяна Ивановна. - Только «они» сдохнут, а не пропустят его.

- Ни за что не пропустят! Трупом лягут! - подтверждает её соседка, совсем седая бабушка в платочке и с палочкой.

- Ну хотя бы второе место пусть займёт — такая «им» всем будет пощёчина! - искренне вздыхает Татьяна Ивановна. - Столько всего над человеком нависло, и суд этот, и приговор... А он всё равно выступает! Смелый он!

- Я в восторге! - делится женщина-бухгалтер бальзаковского возраста.

- А я присматриваюсь, после Ельцина себе кумира не сотворяю! - строго говорит её подруга, не представившаяся по имени. - Я наблюдаю. Пока он естественный, звёздной болезни у него нет... Ну а если «туда» попадёт — что будет?! Среда же влияет на человека! Вот хотела у него спросить, не станет ли он сам-то воровать? Но не успела.

- Он говорит «на вас опираться» - да как нас обопрёшься, что мы-то можем? - разводит руками ещё одна избирательница, Галина Александровна. - Никто не верит, что во власти может быть честный человек. Любого спросите тут — никто не верит, что эту махину можно вообще сдвинуть!

- А ну его! - неожиданно машет рукой крепенький седой дядечка. - Я эти.... болтунов, - употребляет он словечко, которое Дума хочет запретить в Интернете, - четыре года в Москве вижу, нечего и слушать!

Навальный, на ходу фотографируясь с желающими, отступает к машине и вместе с помощниками — членом своего штаба Николаем Ляскиным, членом Фонда по борьбе с коррупцией Георгием Албуровым — спешит на следующую встречу. Ляскин отгоняет единственного провокатора — тот хотел спросить Навального, «сколько он заработал на выборах», но будучи разоблаченным, натянул на голову капюшон толстовки и убежал.

Интересная деталь: до самой машины за Навальным следует полицейский с пистолетом в кобуре. Кстати, полиция, обычно плотно патрулирующая акции у популярного памятника героям 1905 года, на этот раз как сквозь землю провалилась. Охраняют Навального или следят за ним? Но прежде чем удаётся спросить его самого, полисмен садится в служебную машину и быстро уезжает...

Сюжет:

Единый день голосования

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру