Штральзундские мелодии на слова канцлера Меркель

Европа и Америка обеспокоены ситуацией на Украине

Штральзунд — ганзейский городок на берегах Балтики. Он, если можно так сказать, личный городок канцлера Германии Ангелы Меркель. Она здесь родилась, росла, училась, занималась научной деятельностью, а после воссоединения Германии ушла с головой в политику. Штральзунд — это ее избирательный округ, который посылает канцлера в Бундестаг.

Европа и Америка обеспокоены ситуацией на Украине

Канцлер Меркель, как правило, приглашает в Штральзунд наиболее близких и избранных коллег. На сей раз приглашение посетить Штральзунд получил президент Франции Франсуа Олланд. Он пробыл на берегах Балтики недолго. Его визит должен был подчеркнуть прочность франко-германского альянса, традиционного оплота европейского единства.

Такое подтверждение более чем своевременно, потому что разные пути развития немецкой и французской экономики создают неравенство между Берлином и Парижем. Несмотря на проявление дружеских чувств во время поездок по морю и прогулок по городу независимо от жестикуляции канцлера и президента, проявлялись двоякие символы — и попытки укрепления европейского единства, и беды европейского континента. Экономические успехи Германии вызывают неприкрытую зависть французов. Президент Олланд оказался неспособным сладить с безработицей и подстегнуть экономический рост страны.

Но был один вопрос, в котором Олланд и Меркель полностью сошлись. Это украинский кризис. В совместном заявлении канцлер Германии и президент Франции, предупредили Россию, что ей грозят новые более жесткие санкции, если она не приложит усилий к деэскалации украинского кризиса, включая отвод российских войск с украинской границы. В заявлении говорится, что президент России Путин «должен посылать больше сигналов о деэскалации для того, чтобы президентские выборы в Украине прошли в нормальной обстановке». Эту же мысль повторила канцлер Меркель на совместной пресс-конференции. «Все то, что будет противоречить деэскалации, приведет к новым шагам в области санкций», — добавила она.

Члены делегаций с обеих сторон в разговорах с репортерами малевали картину гармонии между Парижем и Берлином. Однако гармония начиналась и кончалась Украиной. В повестке дня бесед были не только выборы в Украине 25 мая, но и выборы в Европарламент. Дело в том, что 380 миллионов избирателей на европейском континенте все больше отдаляются от Брюсселя, как символа Евросоюза, и скорее всего предпочтут воздержаться от участия в выборах. Получается своеобразное столкновение в движении политических поездов. В Украине, как показывают опросы общественного мнения, хотят выбрать президента, который двинул бы Киев навстречу Европе. А избиратели в 28 странах, членах Европейского союза, скорее поддерживают националистические и популистские партии, которые настроены явно антибрюссельски.

Штральзунд отличается архитектурным изяществом, даже красотой. Этим он обязан Ганзейской лиге. Необходимо заметить, что именно через Штральзунд началась торговля с Россией. Россия посылала в Германию строительные материалы, а Германия через этот же городок уже готовые предметы. Так было несколько веков назад. Современная версия этого обмена выглядит несколько иначе. Россия посылает в Германию энергию, а Германия в Россию инженерию. Именно так возник тот энергетический крюк, на котором сейчас повисла Западная Европа.

Как попытку отделаться от этого крюка следует рассматривать предложение Польши о создании Европейского энергетического союза. Этот союз должен максимально использовать уголь, ядерную энергию и другие средства для того, чтобы структурировать энергетические ресурсы Западной Европы. До самого последнего времени европейские лидеры не реагировали положительно на такие предложения. Но на сей раз Олланд и Меркель заявили, что согласны рассмотреть польское предложение о создании Европейского энергетического союза.

А теперь перенесемся с берегов Балтики на берега Потомака. Все воскресенье вашингтонская администрация напряженно наблюдала за референдумами, которые проходили в городах юго-востока Украины. Министр обороны Чак Хейгел заявил в алармистском плане о том, что западный мир «подозревает США в том, что их военная мощь истощается». И естественно, это связывается с осторожничанием Вашингтона в украинском кризисе. Выступая по телеканалу ABC известный консервативный политический комментатор Билл Кристол назвал возмутительным то обстоятельство, что Запад стал сомневаться в американской мощи. Однако и он признал, что источники этих сомнений надо искать в Украине и Белом доме, который никак не может применить «жесткие санкции против Путина».

Спикер палата Джон Бенер потребовал, чтобы администрация Обамы наложила более жесткие экономические санкции на Россию, дабы затормозить ее вмешательство в предстоящие на Украине выборы. «Мы должны в первую очередь ударить по их банкам», — сказал Бенер на телеканале «Фокс». (Ну прямо как Ленин с его захватом банков, телеграфа и почты!)

Сенатор Бен Кардин, хотя он и демократ, как бы откликнулся эхом на комментарии Бенера. Выступая по телеканалу MSNBC заявил: «Международное сообщество во главе с США должно сделать все, что в их силах для гарантированного проведения украинских выборов. Россия пытается дестабилизировать Украину. Президент Путин пытается оказать влияние на ее волеизъявление».

Несколько иной позиции придерживается бывший шеф Пентагона Роберт Гейтс. Он считает, Обама абсолютно прав, не влезая глубоко в украинский кризис. Он считает, что надо примириться с потерей Украиной Крыма. Гейтс сказал: «В нашем распоряжении находится очень небольшое количество опций. Во всяком случае о военной опции говорить не реально».

Во всей этой многоголосице есть один вопрос, в котором все: и демократы, и республиканцы, и либералы, и консерваторы согласны. Как это сформулировал политический обозреватель CNN Кинг: американский сапог не должен оставить след на украинской земле. То есть, никаких военных акций в Украине Вашингтон предпринимать не будет.

И на том спасибо!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру